История серии Grand Theft Auto. История серии GTA История гта

Начнем с того что сначала не было Rockstar Games , и никаким GTA даже и не пахло. Под руководством Дэвидом Джонсом родом из Шотландии была создана студия DMA, в 1988 году подписав контракт c британским издателем Psygnosis, DMA выпустила свои первые игры это Menace и Blood Money, ни кто и не мог подумать, что космические стрелялки смогут заинтересовать не только игроков но и критиков. Позже DMA портировала свои игры на Commodore 64, DOS и Atari ST.

Настоящим прорывом DMA в игровой индустрии произошел в 1990 году после выпуска игры Lemmings (логическая игра). Lemmings разошлась по миру с тиражом больше чем 20 миллионов копий, и портировалась на 20-ти различных систем.

В то время как DMA прославились своими играми на весь мир, ими заинтересовалась команда Nintendo, которая предложила помочь им с разработкой Nintendo 64 вместе с другими известными разработчиками Rare, Paradigm, Midway Games и LucasArts.

И наконец-то в 1997 году вышла первая часть игры Grand Theft Auto, которая открывает нашу статью об истории GTA. Она была похожа по механике игры Body Harvest, которая была выпушена ранее разработчиками. Игра вышла только на двух платформах, это PC и PlayStation. В игре пользователю была выделена роль бандита, который работал на разные бандитские группировки. Естественно было много споров и разногласий после выхода, “уж больно много насилия”, но благодаря этим спорам и возмущениям DMA был обеспечен пиаром и рекламой так не хватающей молодой компании. DMA выпустила самую успешную игру со времен Leming’a. Свобода действий! Вот что поразило публику в этой игре, ведь не чего подобного еще не было в игровой индустрии, безусловно, компания DMA прославилась именно этой игрой.

После успешного выхода Grand Theft Auto, DMA заинтересовались британское издания Gremlin Interactive, GI успешно провели переговоры с DMA, и купили компанию, после чего Джонс стал творческим директором обеих компаний. В 1999 году компания Gremlin Interactive закрылась, и была продана за 40 миллионов долларов и переименована в Infogrames Sheffield House французской интернациональной холдинговой компании Infogrames. После компания переименовались в Rockstar Games. И тогда, Infogrames продала DMA издателю Take-Two. В этом же году Rockstar Games выпускает GTA 2 для PC, PlayStation и Dreemcast и после выхода игры компанию покидает основатель бывшей DNA Дэвид Джонс, и создает новую студию в Данди (Шотландия), один из филиалов компании Rage Software.

В 2001 году выходит новая часть игры Grand Theft Auto III , она не была похожа на своих предшественников, в третьей части про авто угонщика был сделан на новом движке RenderWare который разрабатывали всеми известен в наше время как Criterion Games. GTA III была эксклюзивом для Playstation 2, и этим сделав PS 2 самой продаваемой консолью в США и Европе. В 2002 году GTA портировали для ПЕКА, как в то время на PS2 выходит Grand Theft Auto: Vice City, в которой использовался тот же движок и гемплейные детали что и Grand Theft Auto III добавили лишь несколько нововведений. А также в озвучке героев Vice City участвовали мировые звезды:

Рей Лиотта и Томми Версетти

Том Сайзмор и Сонни Форелли.

Вильям Фитчнер и Кен Розенберг.

Филип Майкл Томас и Лэнс Вэнс.

Роберт Дави и Колонель Хуан Гарсиа Кортез.

Дэнни Дайер и Кент Пол.

Дэнни Трехо и Умберто Робина.

Деннис Хоппер и Стив Скотт.

Ли Майерс и Митч Бейкер.

Гэри Басей и Фил Кэсседи.

Фаруза Балк и Мерседес Кортез.

Дженна Джеймсон и Кэнди Сакс.

GTA Vice City в 2002 году был портирована на ПЕКА, и было выпущено коллекционной издания в котором было издания Grand Theft Auto III Grand и Theft Auto Vice City для Xbox. Портом для Xbox занималась студия Rockstar Vienna (подразделение Rockstar Games, находившееся в Вене, Австрия).

Спустя год, в октябре 2004 выходит Grand Theft Auto: San Andreas на PS2 , третья 3D игра в серии, и пятая в линейке остальных проектов. В 2005 игры была портирована на PC и xbox. В игру добавили нововведения которые очень понравились публике, добавили новое средство передвижение, теперь по городу можно было гонять на велосипеде, и воевать с врагами можно будет не только в подворотнях и на улицах, теперь бой можно вести в авто-транспорте, в машину можно было посадить еше трех своих людей из группировки которые тоже открывали огонь по врагу.

После долгого перерыва компании, 29 апреля 2008 года Rockstar North выпускает Grand Theft Auto IV, которая вышла на Xbox 360 и PlayStation 3. Спустя полгода после выхода на консоли компания порадовала ПК геймеров и выпустила компьютерную версию GTA IV, 2 декабря в Америке, 3 декабря в Европе. Новая часть GTA была сделана на новом движке Rockstar Advanced Game Engine (Сокращенно RAGE), игра полностью обновила свой облик, изменилась механика, Либерти-Сити, внешне скопированный с Нью-Йорка. А также добавились разные варианты концовок. В игру добавили новые средства коммуникации: телефон, Интернет, полицейский компьютер, телевидение. Так же, как и в Liberty City Stories и Vice City Stories (эксклюзивы для PSP и PS2), присутствует возможность многопользовательской игры. После выхода оригинальной игры, за ним поспели два DLC (дополнение), Theft Auto IV: The Lost and Damned вышел 17 февраля 2009. Главным геровем был байкер под именем Джонни Клебитца –члена банды The Lost. Второе дополнение The Ballad of Gay Tony вышло 29 октября 2009 года. В этой части нам предстоит участь играть за Луиса Лопеза. В первом, как и во втором дополнении, внесли изменение в виде транспортных средств и амуниции, которых не было в оригинальной GTA IV .

В истории DMA было несколько анонсированных, но так и не выпущенных проектов: порты для Nintendo 64 Wild Metal Country и оригинальной GTA; Clan Wars (3D-стратегия о средневековой Шотландии); Attack! (платформер о пещерных людях для N64); и порт хита Epic Games шутера Unreal для Nintendo.

Приветствую всех читателей. Сегодня я бы хотел рассказать о, пожалуй, главном игровом сериале планеты. Об игре, неизменно продающейся огромными тиражами даже в жесточайший финансовый кризис. Об игре, разработчики которой могут позволить себе потратить десятки миллионов долларов и несколько лет на одну новую серию. Об игре с тремя заветными буквами в названии, и я очень надеюсь, что у вас сейчас в голове всплыли не три буквы, написанные на заборе в Call    of Duty 4: Modern Warfare . G.T.A. или Grand Theft Auto . История о развитии великого игрового сериала.

Я понимаю, что идея подобного фичера, мягко говоря, неоригинальна. Во многих игровых журналах с выходом каждой новой части сериала составлялся список предыдущих серий, дополненный приятными воспоминаниями о нововведениях и десятках часов увлекательного геймплея. Здесь я не буду грузить читателя подробностями, а просто немного расскажу о каждой части сериала и о своем отношении как к главным играм серии, так и к G.T.A. в целом.

Начну, разумеется, с самых первых частей, о существовании которых, как выяснилось, многие молодые игроки даже не догадывались, искренне полагая, что сериал стартовал с супер-успешной и революционной G.T.A. 3 , которую полюбил весь мир. Итак, поехали.

G.T.A. - самая первая

И по большому счету рассказать о нем нечего. Геймплей здесь не изменился вообще. Изменился только город. Он по-прежнему был вымышленным, но теперь названия районов в нем повторяли названия реально существующих мест Лондона вроде знаменитого Гайд-парка. Т.к. «сюжетно» игра перенеслась на несколько десятилетий назад, то из ассортимента транспорта исчезли мотоциклы. Все остальное осталось на месте. Машины по-прежнему были вымышленные, некоторые даже носили забавные названия вроде

(если кто не силен в английском – это уменьшительно-ласкательное название кхм… продуктов человеческой жизнедеятельности). Миссии стали немного сложнее, но в целом смысл их остался прежним. Писклявый мультяшный голос подгонял вас, а текст задания, как и в первой части, отображался бегущей строкой на экране пейджера. Побочные задания из первой части переехали и в

1969. Приятно было сесть в почти непробиваемый танк и на нем начать взрывать все вокруг и давить машины на время. Впоследствии, подобные задания встречались и в трехмерных

Также, игра ощутимо похорошела, подружилась с более высокими разрешениями, да и вообще, играть было гораздо интереснее. Плюс, конечно, изменился саундтрек. Да, даже в те далекие времена

заботились о музыкальном сопровождении игры.

В том же году персоналки посетил и еще один аддон под названием . Смысла расписывать о нем отдельный абзац я не вижу. Как не вижу смысла и в самом аддоне. Кроме новой сюжетной кампании, города Манчестера, визуально не отличающегося от Лондона, и автомобилей, в нем не было вообще ничего. Кстати, с физикой транспорта разработчики немного перемудрили. Некоторые машины рассекали воздух по улицам Лондона с такой скоростью, что от мельтешения картинки на экране начинали болеть глаза. Зато, это был ПК-эксклюзив.

G.T.A. 2 , будучи номинально той же самой игрой, сделала ощутимый качественный рывок. За ней мы с друзьями могли сидеть по нескольку часов, и геймплей совершенно не надоедал. Все дело в том, что в сиквеле Rockstar улучшили каждый аспект примерно раз эдак в сто. G.T.A. 2 была проектом совершенно другого уровня. Она явно была сделана на новом 2D-движке, выглядела фантастически яркой, красивой, детальной, с отличными спецэффектами. Плюс, с новой системой освещения. Ночью (время суток нужно было включать отдельно) на улицах города загорались фонари, а у машин – фары. Вообще, глядя на нее, можно было подумать, что это 3D-игра, в которой камеру зачем-то поместили под самое небо. Оружия стало намного больше, появились гранаты и коктейль Молотова. Автомобили стали гораздо более детализированными, разнообразными, с нормальной физикой. Во второй части G.T.A. уже стала гораздо больше походить на то, во что мы играем сейчас – появились группировки, для которых игрок мог выполнять квесты. Причем, работа на одну из них неизбежно ухудшала отношения с другой. В машинах появились нормальные радиостанции. Мелких нововведений в G.T.A. 2 было предостаточно, но все же главным был разнообразный игровой процесс. Десятки развлечений на любой вкус в отрыве от сюжетной кампании. Возможность устанавливать апгрейды на автомобили вроде бортовых пулеметов. Даже просто бегать и стрелять во все живое было по-прежнему интересно. Стилистически игра напоминала недалекое будущее, а среди группировок были даже русские, в которой ваш работодатель называл вас «товарищ». Кстати, в одном из квестов за русских нужно было набрать полный автобус пассажиров и привезти их на фабрику по производству пирожков с мясом, в качестве начинки. Чувствуете? Такого веселья не было даже в последних частях G.T.A. Вообще, сиквел получился задорным, бойким и ярким. Помимо основного игрового режима здесь были совершенно бредовые испытания вроде «Взорви 15 фургонов с мороженым за 5 минут ». А еще, в игре наконец-то появилась возможность сохраняться: для этого нужно было прийти в Церковь и оставить там пожертвование в 50 тысяч долларов…

В целом, в G.T.A. 2 вполне можно поиграть и сегодня, благо стараниями «« она официально вышла на русском языке.

G.T.A. 3 в 2002 году (на самом деле – в 2001, но давайте, договоримся здесь и далее вести отсчет по версиям для ПК) воплотила в реальность эротические грезы миллионов игроков по всему миру, дав возможность участвовать во все тех же погонях, перестрелках и прочем беспределе, но уже в полном 3D. Я до сих пор помню то непередаваемое ощущение, которое вызывал первый вид полностью трехмерного города и автомобилей, проезжающих мимо. Любой из них можно было остановить, вышвырнуть водителя, вдогонку прописав ему пару ударов бейсбольной битой, и укатить за горизонт. Несмотря на то, что основным развлечением по-прежнему была возможность устроить тотальный беспредел, в игре теперь появилась нормальная сюжетная кампания, которая вызывала не меньший интерес. Мы играли за мелкого преступника без имени (в игре оно не называлось, но в одной из последующих частей можно было случайно узнать, что его зовут Клод ), который постепенно начинал работать на все более и более влиятельных личностей города Либерти-Сити. Город явно намекал на Нью-Йорк в современном антураже – знакомые с городом люди могли узнать кварталы Манхеттена и Бруклина. Сама сюжетная история уже была достаточно закрученной, однако рассказывать разработчикам по большому счету было нечего. Присутствовало множество персонажей, появились ролики между миссиями. При этом самому герою внимание вообще не уделялось – он был даже лишен голоса. В заставках вы лишь смотрели на его работодателей или напарников, которые, обмениваясь бандитскими словечками, вели высокоинтеллектуальные беседы в духе «бери свое корыто, езжай в тот район и привези нам трех проституток - развлечься! » Все самое интересное в сюжетной кампании происходило в начале, когда главного героя с товарищем освобождали из тюремного фургона и в конце – когда вам предстояло убить свою бывшую подельницу. В самой игре никакого особенного развития сюжета или отношений между героями не было.

Впрочем, не сюжетом была сильна G.T.A. 3. Главным в ней был, конечно, игровой процесс, который затем безуспешно пытались повторить многие проекты-клоны . Свободное исследование города (вначале некоторые его части были закрыты, но с прохождением сюжетных миссий доступ в них открывался), перестрелки (герой мог стрелять из легкого оружия на бегу, а так же – из окна автомобиля) и погони (физика машин была очень приятной и простой, делать трюки не составляло особого труда). Все самое интересное происходило в сюжетных миссиях, однако, присутствовали и побочные квесты, а также работа таксистом, полицейским, шофером машины «Скорой помощи» и пожарником. Смысл был примерно один и тот же – быстро добраться из точки А в точку Б и выполнить определенное действие. Также, в городе имелись особые места, где за автомобильное трюкачество игроку выдавались деньги. Ну и на сладкое – на улице можно было за небольшую плату пользоваться услугами куртизанок. Достаточно было отвезти жрицу любви в безлюдное место, после чего автомобиль начинал характерно дергаться и поскрипывать, совсем как кровать у молодоженов. А камера стыдливо перемещалась все ниже, под колеса автомобиля, дабы скрыть от неокрепших геймерских умов пикантные сцены. Впрочем, это было скорее шуткой от разработчиков, т.к. при определенном повороте камеры можно было рассмотреть, что процесс всего этого безобразия даже не анимирован – проститутка продолжала неподвижно сидеть рядом с главным героем. Кстати, многие игроки затем убивали несчастную и забирали свои деньги обратно. Эта возможность стала причиной одного из десятков скандалов, связанных с игрой. А еще, из второй G.T.A. сюда переехали группировки. Каждая со своим стилем одежды, автомобилем и оружием. На некоторые из них игрок мог работать по сюжету, однако никакой системы репутации уже не было.

Графически G.T.A. 3 ничем особенным на тот момент не выделялась, а вот сам движок RenderWare, стал в свое время чуть ли не живой легендой. Он использовался в консольных версиях Max Payne 2 , гоночной серии Burnout (собственно, ее авторами он и был создан), в веселых файтингах и , и даже в отечественном экшене «Бой с тенью » и его сиквеле. Сама Rockstar также активно использовала его в своих проектах, вроде Manhunt и PS2 -версии Bully . Полный список игр на нем можно посмотреть в таблице на этой . Благодаря этому движку G.T.A. 3 была очень проста в модифицировании. Количество созданных для нее автомобилей, самолетов и моделей оружия вплотную приближалось к численности населения Китая. Например, очень многим русским игрокам не нравилось то, что М-16 в игре была раза в три мощнее автомата Калашникова. Однако, даже без специальных программ любой школьник мог исправить эту вселенскую несправедливость, подправив в «блокнот»-файле с описанием оружия характеристики нужных стволов.

В G.T.A. 3 играли долго. Очень долго. Эта игра по праву заслужила долгую жизнь, а не так давно возродилась и на портативных платформах. Средний балл игры кружил между 9,5 и крепкой десяткой. В 2002 году G.T.A. 3 вполне справедливо номинировалась на «Игру года», однако уже тогда у нее был сильнейший оппонент – Mafia: the City of Lost Heaven . Обе игры великолепно показали себя, но «Мафия» из-за ощутимой сложности крайне неудачно выступила на консолях, оставив хорошие воспоминания только у ПК-игроков. В итоге, главный компьютерно-игровой журнал страны, « «, отдал почетный титул “Игры года” обоим проектам.

P.S.: В России стараниями “Буки” вышла англоязычная версия G.T.A. 3.

G.T.A. Vice City - самая стильная

Год спустя, с консолей к нам пришла очередная часть Grand Theft Auto. Пришла и точно таким же бесцеремонным образом отодвинула на задний план все остальные проекты, навсегда оставшись в сердцах игроков. Grand Theft Auto: Vice City была абсолютно той же самой игрой, с тем же геймплеем, с той же механикой и на том же самом графическом движке. К ней даже не прибавляли никакие цифры, четко давая понять, что это дополнение к G.T.A. 3, а не полноценная четвертая часть. Однако, это «дополнение» сумело отхватить такие же восторженные отзывы и завидные оценки. Действие происходило в списанном с Майами городе Вайс-сити, вынесенном в подзаголовок, в середине восьмидесятых. Главным героем был точно такой же мелкий бандит, попавший в неприятности. Только теперь у него было собственное имя и голос. Наш протагонист, Томми Версетти , приезжал в город Вайс-сити после длительного тюремного заключения, чтобы провернуть сделку для своего босса. Однако, в лучших традициях криминального кино, все срывалось в последний момент, и оставшийся без поддержки и с огромным денежным долгом Томми начинал в Вайс-сити жизнь с нуля. После завязки следовал тот же сценарий что и в G.T.A. 3 – новые знакомства, предательства и попытки пробиться как можно выше в криминальном мире.

Несмотря на похожую схему сюжета и абсолютно идентичный G.T.A. 3 геймплей, Vice City по сравнению с третьей частью была абсолютно другой игрой с другим настроением. В ней Rockstar проявили себя людьми с отличным вкусом и чувством стиля. Эпоха поп-музыки и кокаина была выдержана на «пять». Сам город получился ярким, солнечным. В нем хотелось жить. Он был маленьким и уютным. Со всех сторон - пляж, море, песок. Жители, разумеется, разгуливали в майках, шортах и купальниках. Радиостанции и музыка были такими же яркими и солнечными.

Игровой процесс остался прежним, однако дополнился тысячей приятных мелочей. Томми мог покупать различную недвижимость. В одних зданиях можно было сохранять игру, другие – приносили постоянный денежный доход. Побочных квестов стало больше, да и основные стали гораздо более оригинальными. Также, Томми научился менять одежду – в игре было около десятка костюмов (однако, с возможностью модифицирования игры счет пошел уже на десятки тысяч). Увеличилось количество доступного оружия, теперь Томми мог носить по одному виду из каждого класса. Автомобилей также стало гораздо больше, добавились вертолеты и мотоциклы, которых так не хватало в G.T.A. 3. К стандартным побочным миссиям за пожарника, полицейского, таксиста и врача кареты «Скорой помощи» добавилась возможность развозить пиццу заказчикам на время.

Если говорить о моих личных впечатлениях, то Vice City навсегда остался моей любимой частью в сериале. Яркий, красивый, солнечный. За этой игрой я, как и многие игроки, провел несколько лет, даже после прохождения. Как-то раз, убив несколько вечеров подряд за игрой, я с ужасом и одновременно – с чувством глубокого удовлетворения понял, что целую неделю я только и занимался тем, что развозил людей на такси под музыку радиостанции , и это абсолютно не надоедало. Ведь через каждые пять пассажиров игроку давался денежный бонус!! Если серьезно, то даже сейчас я бы установил игру и мог бы точно так же семь вечеров подряд работать таксистом и слушать музыку. Город был компактный и красивый, физика машин – простая и приятная. Своим настроением игра буквально пропитывала игрока. В роликах было много юмора, а сам Томми, как уже было сказано выше, обрел голос (актер постарался) и мог разговаривать с персонажами, а также по мобильному телефону, который пришел на смену пейджеру из предыдущих частей G.T.A.

G.T.A. Advance - самая неизвестная

Между Vice City и следующей трехмерной частью, в 2004 году разработчики решили вспомнить и GameBoy, который когда-то был одной из платформ для самой первой части игры. Grand Theft Auto, как и любой проект, выходящий на GBA , получила приставку Advance и являлась, по сути, двухмерной версией G.T.A. 3, с тем же городом, графическим интерфейсом, оружием. Рассказывала довольно неоригинальную историю очередного преступника по имени Майк, которому предстояло пережить потерю верного друга и в поисках возмездия примыкать к различным группировкам, выполняя для них миссии. Из-за технических ограничений консоли разработчикам (ее делала не одна из студий Rockstar, а некая Digital Eclipse ) пришлось ощутимо видоизменить город.

G.T.A. San Andreas - самая большая и разнообразная

А следующим шагом в развитии стала Grand Theft Auto: San Andreas 2005 года выпуска (и соответственно – 2004 на консолях), которая качественно улучшила механику G.T.A., добавив к ней множество интересных мелочей. Игра, по сути, не принесла никаких инноваций, однако подарила игроку примерно двадцать тонн контента, от разнообразия которого первое время разбегались глаза. В этом плане ее впоследствии так и не превзошла даже четвертая часть.

Итак, новая игра рассказывала историю молодого

… афроамериканца по имени Карл Джонсон. Для друзей – СиДжей. Он приезжал в город Лос-Сантос после длительного отсутствия, на похороны своей матери. Уже в самом начале, после выхода из самолета СиДжея ждали подставные полицейские, которые были явно рады встрече с парнем настолько, что захотели прокатить его в своей машине, попутно отобрав его вещи и бумажник. А затем – выбросив его для смеха на территории враждебной СиДжею группировки. Вот так стартовала San Andreas. Вернувшись в родительский дом, главный герой узнавал, что его старая банда почти развалилась, и городом заправляют враждебно настроенные отморозки и продажная полиция. Вся сюжетная линия посвящена тому, чтобы возродить свою банду, добыть побольше денег и добиться всего чего только можно. Все. Дальше сюжет можно не рассказывать, т.к. традиционно, до финала он почти не подавал признаков жизни, и ролики здесь по-прежнему выступали юмористическим связующим клеем между миссиями. Стилистически игра порой напоминала «черные» комедии вроде ««. Саундтрек, разумеется, был подобран совсем другой и состоял преимущественно из произведений видных представителей хип-хопа и гангста-рэпа. Хотя и музыка других жанров также присутствовала.

Итак, первым изменением в San Andreas стал масштаб. Действие происходило в огромном штате Сан Андреасе, куда разработчики запихнули целых три города (один из них – тот самый Лос-Сантос, прототипом которого послужил Город Ангелов), несколько деревушек и большие открытые пространства. Территория действительно была огромная, и казалось, что у нового игрового мира вообще нет границ. Вы могли колесить по окрестным лугам и наслаждаться природой.

Также, разработчики ввели в игру прокачку и кастомизацию всего чего только можно. Трюки на автомобилях и мотоциклах увеличивали навык вождения, делая управление более плавным и послушным. Постоянное использование одного и того же вида оружия приводило к тому, что СиДжей стрелял из него без всякой отдачи. И так далее. Часть прокачки была привязана к физическому состоянию героя. Дело в том, что еда в San Andreas не только служила для восстановления энергии, но и добавляла СиДжею лишний вес. Приходилось посещать тренажерные залы, чтобы привести фигуру в более-менее приличный вид. СиДжей начинал игру тощим и костлявым, а с такой комплекцией качать мышцы было почти бесполезно. Зато с нормальной фигурой и развитыми легкими СиДжей мог долго бегать и плавать под водой, а также – больнее бить. Все это только добавляло игре очков. Ведь игроку было чем заняться в отрыве от миссий.

Впрочем, и без тренажерных залов необязательных развлечений в San Andreas хватало. Стрип-клубы (появившиеся еще в Vice City), бары с бильярдом, дискотеки, кафе – было куда податься. Также появилась возможность ходить на свидания с девушками. После развития отношений до определенного момента подруга приглашала СиДжея зайти к ней домой на кофе, что неизменно приводило к недвусмысленным звукам жаркой любви, которые оставшийся на улице игрок вынужден был слушать, не имея возможности наблюдать. Впрочем, самые упорные модостроители сумели исправить этот недостаток и выпустили модификацию Hot Coffee, дающую возможность воочию лицезреть пикантные сцены и даже принимать в их развитии активное участие, вовремя нажимая кнопки. И самое смешное, что модерам даже не пришлось ничего делать самим. Как оказалось, эта мини-игра была изначально встроена в San Andreas разработчиками, но от греха подальше заблокирована ими же. Таким образом, людям, разбирающимся в ресурсах игры, достаточно было немного изменить программный код, и вуаля!Разумеется, эта модификация наделала много шума и все же доставила Rockstar неприятности, однако и привлекла к их и без того скандальному проекту еще больше внимания, что было им только на руку.

СиДжей, в отличие от героев предыдущих частей научился плавать, стрелять с двух рук, подзывать товарищей по банде в качестве напарников и много чего еще. Экшен в игре стал немного лучше, хоть и по-прежнему оставался примитивным. У машин появились видимые бензобаки, стрельба по которым моментально приводила к взрыву. Казалось бы, мелочь, но иногда это ощутимо влияло на исход перестрелки, т.к. враждебные банды порой приезжали к месту «стрелы» на автомобилях и использовали их как укрытие. Кстати, одним из важных дополнений в игре стала война группировок за территорию.

Для меня San Andreas вышел такой же долгоиграющей пластинкой, как и Vice City. Это была игра, которую в принципе можно было вообще не удалять с жесткого диска. Даже после прохождения сюжетной кампании стрелять, ездить и исследовать мир в ней было интересно.

G.T.A. Liberty City Stories

Следующая часть G.T.A. официально была заявлена разработчиками абсолютно новым проектом и анонсирована лишь для тогда еще не увидевших свет Xbox 360 и PlayStation 3 . Однако было ясно, что фанаты хотят добавки и проглотят новую серию любимой игры в любом виде. Поэтому, Rockstar на том же самом движке, только с упрощенной графикой собрала два спин-оффа и выпустила их на портативной консоли PSP (а затем – и на PS2). В 2005 году вышел Grand Theft Auto: Liberty City Stories , в котором игроку предстояло вернуться в город из третьей части G.T.A. и сыграть за одного из второстепенных персонажей – Тони Сиприани . Геймплейно проект ничем не отличался от «больших» версий, с поправкой на управление консоли, на которой не было второго аналогового стика. Игроков ждала новая сюжетная кампания, несколько новых возможностей и пара новых видов побочных квестов. Оружейный арсенал переехал в игру из Vice City, а радиостанции – из G.T.A. 3. Игра получила отличные отзывы и стала одной из самых продаваемых игр для портативной консоли. А через несколько лет, суммарно с продажами PS2-версии она преодолела барьер в восемь миллионов копий. На ПК не появлялась.

Полгода спустя аналогичная история повторилась и с Grand Theft Auto: Vice City Stories , события которой происходили в уже упомянутом Вайс-сити за два года до начала истории Томми Версетти. Главным героем был армейский капрал Виктор Вэнс , брат одного из героев оригинального Grand Theft Auto: Vice Сity. Геймплей в игре был тем же самым. Как и Liberty City Stories, новая игра предлагала игроку знакомые декорации, оружие и группировки. Свидание с ПК она тоже благополучно пропустила, а вот на PS2 вышла годом позже.

С проектами можно познакомиться и сегодня. Они – более чем достойный повод для приобретения PSP, которая в последние годы, да и сейчас - с выходом PlayStation Vita - ощутимо подешевела. Подешевели в магазине PlayStation Store и сами игры. Также, их можно запустить на эмуляторе PlayStation 2.

Grand Theft Auto 4 . Новый виток в развитии серии. Разработка совершенно другого уровня. Игра, которую ждал весь мир. Игра, ожидаемо побившая все рекорды продаж в первые же дни выхода и многократно возвратившая вложенные в нее миллионы. Практически до самого выхода Rockstar хранили гробовое молчание и не очень охотно делились подробностями, будто оставляя публике побольше сюрпризов для самостоятельного знакомства. Первыми в апреле 2008 года игру опробовали владельцы консолей нынешнего поколения: Xbox 360 и PlayStation 3. Более древние платформы были отметены сразу, т.к. игра вышла на абсолютно новом графическом движке. Зимой того же года G.T.A. 4 неожиданно быстро постучалась в гости к ПК-игрокам.

Итак, новая Grand Theft Auto рассказывала очередную бандитскую историю. Главным героем был серб по имени Нико Белич, который приезжал к своему брату Роману в Штаты, в уже фигурировавший в предыдущих играх город Либерти-сити, начитавшись его писем о хорошей жизни и больших возможностях. Как ни странно, игра не начиналась со ставшей уже привычным делом бандитской подставы. Братья спокойно встречались и отправлялись в апартаменты Романа, которые оказывались грязной обшарпанной конурой, кишащей тараканами. Нико убеждался, что все письма брата к нему были не более чем плодом несбыточных мечтаний Романа. Впрочем, все было не так плохо. Выяснялось, что Роман владеет небольшим таксопарком и с этого имеет свой скромный хлеб. Нико решал помочь ему в бизнесе и уже после этого оказывался втянут в неприятную историю с одним из местных бандитов, державших Романа под колпаком. Это было только вступление игры, но уже оно вышло невероятно проработанным и интересным. А впереди игрока ждал не менее интересный сюжет. Да, номинально он строился на тех же схемах что и раньше: новые знакомства, предательства и дружба. Но Rockstar вывели его подачу и уровень драматизма на совершенно иной уровень. Ролики в игре перестали быть набором шуток и отсылок к классике гангстерского кино. В них порой происходили действительно жуткие вещи. Даже простой разговор персонажей «за жизнь» воспринимался совсем по-другому.

Еще одним качественным изменением стала графика. G.T.A. 4 основывалась на новом движке RAGE, который Rockstar до этого уже использовали в своем спортивном проекте Rockstar Games presents Table Tennis . Игра выглядела просто фантастически, начиная от моделей автомобилей, людей и оружия, и заканчивая восходами, закатами и очень красивой водой. Но при этом и компьютер для своего времени требовала очень мощный. Примерно в 5-6 раз мощнее того, который требовался для запуска Grand Theft Auto: San Andreas. Причем, очевидно, будучи уже наученными горьким опытом компьютерного пиратства, на ПК разработчики запилили в игру какую-то совершенно садистскую систему защиты. И речь здесь не о сервисе (хотя, и с ним у многих были небольшие трудности), а о том, что взломанная G.T.A. 4 невыносимо тормозила, теряла объекты на карте, а камера в ней постоянно ходила ходуном, будто Нико засадил пару бутылок крепкого пива. Разумеется, играть в это было невозможно. Впрочем, пиратский патч, устраняющий программные последствия неумеренного употребления алкоголя, подоспел достаточно близко. Тем не менее, все это позволило повысить продажи ПК-версии, которая в джевеле стоила, в общем-то, небольшие деньги и вполне нормально работала.

К новому графическому движку удачно подключился и физический, под названием Euphoria, ранее задействованный, например в Star Wars: the Force Unleashed . Благодаря ему, тела противников адекватно реагировали на выстрелы и удары, а также очень эффектно скатывались по наклонным поверхностям вроде лестниц. Раньше G.T.A. могла о таком только мечтать.

Со звуком у Rockstar, традиционно, проблем не было никогда, и четвертая часть не стала исключением. Около дюжины радиостанций с музыкой самых разных направлений. На одной из них, с романтичным названием Vladivostok.FM , даже крутили песни российских исполнителей, среди которых были, например, и даже группа « «. Раньше представить себе такое в G.T.A. было невозможно.

Да, игра сделала ощутимый уклон в сторону темы русских и всего что с ними связано. Здесь был район Hove Beach, в котором проживали преимущественно наши соотечественники, эмигрировавшие в Либерти-сити. Всех их можно было встретить на улицах, услышать родной говорок, зайти в магазин одежды, где помимо прочего продавались шапки-ушанки.

По геймплею G.T.A. 4 была совершенно другой игрой. Вместо того чтобы в очередной раз прикрутить десяток новых возможностей и вчетверо увеличить объем контента, Rockstar решили углубить и качественно улучшить уже имеющееся и попутно отсечь все лишнее. Под нож пошла прокачка, подводное плавание, стрельба с двух рук, тюнинг автомобилей и некоторые другие вещи. Но взамен четвертая часть подарила игрокам качественный экшен, более сложную и реалистичную физику автомобилей (теперь их вес действительно чувствовался) и массу возможностей интересно повести время. Перестрелки всегда были самой слабой частью сериала, и G.T.A. 4 исправила этот досадный просчет, дав игроку систему укрытий и возможность стрелять на ходу или на бегу, а также из машины (это можно было делать и раньше, но только в четвертой части появилась возможность нормально целиться – в San Andreas для этого нужно было использовать код, обратным эффектом которого была покалеченная анимация).

Рукопашные схватки тоже сделали более детальными – камера переезжала вбок, чтобы игроку было лучше видно процесс, а у Нико в арсенале было несколько ударов руками и ногами (СиДжей из San Andreas мог выучить один из трех боевых стилей – здесь это было убрано разработчиками).

Мобильный телефон, который раньше служил лишь для того чтобы принимать прописанные игрой звонки от подельников, теперь стал полноценным интерактивным элементом игры. С его помощью можно было самому позвонить друзьям Нико, назначить встречу или сделать фотографию-скриншот. Да и сами встречи с друзьями, как и свидания с девушками, теперь превратились в гораздо более интерактивный процесс, нежели раньше. Можно было поиграть в боулинг, в бильярд, сходить в стрип-клуб (эту возможность докрутили и улучшили), да и благодаря новой графике модели девушек-стриптизерш теперь, по крайней мере, выглядели прилично). Также, в игре появился почти полноценный Интернет, кабаре с театрализованными представлениями и много чего еще. В G.T.A. 4 действительно можно было интересно проводить свободное время в отрыве от сюжетных миссий.

Также, в игре появился мультиплеер. Если в San Andreas он был впоследствии добавлен модификацией, то в четвертую часть был вшит изначально. Команда полицейских противостояла команде бандитов и должна была переловить их.

Если говорить о моих впечатлениях, то я, безусловно, не жалею о времени проведенном за игрой. Некоторые ее новшества пришлись мне не по душе. Например, очень не хватало каких-нибудь безумных миссий в духе старых G.T.A. вроде «заминируй фургон с мороженым и привези его на базу вражеской группировки, переодевшись в клоуна ». Однако я понимаю, что это была часть программы по приведению G.T.A. 4 к полноценной криминальной драме, поэтому не считаю это особенным недостатком. Тем более, что с тех пор жанр «G.T.A. для тех, кто любит валять дурака » прочно оккупировала серия Saint"s Row . Также, мне не очень понравилась выбранная разработчиками цветовая палитра игры, не хватало ярких красок, но опять же – это работало на атмосферу. Хотя, я все мечтал, что после G.T.A. 4 разработчики возродят и Vice City на современных технологиях. Ну и немного огорчало то, что даже в 2008 году главный герой так и не научился автоматической регенерации здоровья.

G.T.A. 4 Lost and Damned

Некоторое время спустя Xbox-версия G.T.A. 4 обзавелась двумя полноценными аддонами, названными Episodes from Liberty City . По механике и графике они ничем не отличались от оригинала, кроме пары новых возможностей, мини-игр, оружия и обновленного плейлиста радиостанций. The Lost and Damned рассказывала историю байкера Джонни Клебица, который состоял в банде Lost и имел разногласия с ее главарем из-за своего желания заключить мир с враждебной группировкой. Местами дополнение сюжетно перекликалось с G.T.A. 4. Одними из нововведений были чекпойнты на миссиях и необходимость ехать на мотоцикле рядом с товарищами, соблюдая построение. Игра была очень высоко оценена. Следующим дополнением стала Ballad of Gay Tony , повествующая о молодом латиносе по имени Луис Лопез, работающем на своего босса, Голубого Тони, в сфере ночных клубов. Здесь Либерти-сити уже был показан с другой стороны. Со стороны роскоши, гламура и распущенности. Луису предстояло улаживать дела с противниками своего незадачливого босса и даже работать на них. В игре присутствовала, помимо прочего, русская мафия. Список оружия, автомобилей, мини-игр и музыкальных треков снова был пополнен, добавились миссии по управлению делами клуба. Оба дополнения продлили жизнь и без того супер-успешному проекту. И по большому счету, Rockstar могли бы и дальше клепать аддоны на том же движке и получать за это деньги, но, тем не менее, эксперименты продолжились.

P.S.: оба дополнения затем вышли на PS3 и ПК.

G.T.A. Chinatown Wars - самая желтая

Т.к. разработчики по ходу развития серии старались не обделить вниманием ни одну консоль и постоянно экспериментировали, в 2009 пришла очередь Nintendo DS разыгрывать на своем небольшом экранчике бандитскую историю с угоном автомобилей. Grand Theft Auto: Chinatown Wars снова перемещала игрока в Либерти-сити, на этот раз – в Китайский квартал. Главными героями были преимущественно азиаты. Технические возможности консоли не позволяли отображать город с уже ставшем привычным видом от третьего лица, поэтому в Chinatown Wars серия вновь вернулась к корням – играть предстояло, наблюдая за героем сверху, да еще – в мультяшной cell shading-графике. Видеовставки были заменены стилизованными комиксами, а управление целиком задействовало сенсорный экран. Множество действий игроку предстояло выполнять движением стилуса. История в этот раз вращалась вокруг китайца Хуана Ли, приехавшего из Гонг-Конга, чтобы передать своему дяде, главе одного из кланов Триад Либерти-сити, фамильное сокровище своей семьи. И как издавна заведено в G.T.A., большие неприятности начинаются с малых, чтобы затем привести к драматической развязке, в ходе которой Хуану предстояло узнать имена убийц своего отца и, немного ни мало – стать во главе всех Триад города. Игра получила очень хорошие отзывы и неплохо продалась, посетив затем PSP, iPad Redemption , в G.T.A. 5 перекочуют животные, например собаки, которых можно было увидеть в ноябрьском трейлере игры. С нетерпением жду, когда же в серию переедет смена времен года и визуальное изменение города из другой игры их авторства – школьного экшена Bully.

P.S.: Официальной даты выходы у игры нет до сих пор.

В целом, такова серия Grand Theft Auto. Яркая, дерзкая, скандальная, не боящаяся запретов и остро высмеивающая актуальные проблемы современного общества. Игра, опьяняющая своей свободой. Игра, никого не оставляющая равнодушным: ее одинаково любят и ненавидят миллионы людей. Игра, заменяющая все возможные жанры. Игра, каждую серию которой ждут, ни на секунду не сомневаясь в успехе Rockstar. Самый яркий игровой феномен, давно уже известный и за пределами нашей с вами любимой индустрии. Игра, неизменно вызывающая только одно междометие. ВАУ!! Великий Авто Угонщик.

Grand Theft Auto

Культовое явление "Grand Theft Auto" появилось на игровом небосклоне в октябре 1997 года. Ни одна компания, кроме английской DMA Design , не додумалась скрестить типичную аркаду с видом «сверху» и симулятор автоугонщика. Игрок должен был покорить три вымышленных города США, воруя машины, выполняя поручения мафиозных боссов, собирая бонусы, удирая от полиции и зарабатывая миллион долларов.

Отдельным достижением игры стал великолепный саундтрек, сочетавший в себе практически все виды современной западной поп-музыки: хип-хоп, хаус, фанк, техно, индастриал, кантри, металл и рок. Мелодии были смикшированы в стиле радиотрансляции и «привязаны» к различным типам машин, поэтому, усаживаясь в какой-нибудь Jugular, мы слышали бодренький техно-транс, а плюхнувшись на сиденье пикапа, непроизвольно отплёвывались от назойливых песен деревенских окраин.

Задания выдавались по телефону либо посредством пейджера. Согласившись на выполнение миссии, игрок должен был уложиться в строго определённое время и при этом постараться не стать жертвой шальной пули, ДТП, взрыва и полицейских инспекторов. В случае успеха его ждала щедрая награда. Кроме того, деньги зачислялись за каждую угнанную машину и каждого убитого пешехода. Отдельной мини-игрой являлось развлечение «перебей кришнаитов», которые шлялись гуськом в многолюдных местах, буквально умоляя намотать их на колёса.

К слову, прообразами городов GTA стали вполне реальные места: Liberty City - это, конечно же, Нью-Йорк; San Andreas с его мостом, напоминающим Golden Gate, - Сан-Франциско; наконец, Vice City - Майами (любителям ТВ-сериала Miami Vice, полагаем, не нужно объяснять, откуда у третьего города такое название).

Grand Theft Auto поддерживал коллективную игру на четверых пользователей и новомодные по тем временам графические ускорители 3Dfx Voodoo.

Grand Theft Auto: London 1969

Возьмите оригинальный GТА и сместите его во времени и пространстве. Лондон, 1969 год, пародии на шпионские фильмы, Тауэр, Биг Бен, машины с цветами британского флага и музыка в духе 70-х (yuck!) - вот что ожидало фанатов игры.

Grand Theft Auto 2

Сиквел, ставший разочарованием для многих поклонников серии. Вместо полного 3D их ждал основательно подрихтованный движок от первой части, разжившийся цветным освещением, моделированием цикла «день-ночь» и яркими взрывами. Три города превратились в один, разделённый на 3 района - деловой квартал, «спальные» окраины и промзону, в каждом из которых орудовала своя банда. Правила всем безобразием злобная корпорация Zaibatsu (обойдёмся без транслитерации, хорошо?), а в числе мелких сошек числились Yakuza, Loonies, Russians (хоть где-то нас признали), Rednecks, SRS и Hare Krishna. Мы по-прежнему выполняли поручения мафиозных боссов, но кроме денег зарабатывали ещё и respect points, отражавшие степень отношения той или иной группировки. Нетрудно догадаться, что, работая на одних бандитов, игрок автоматически становился объектом ненависти со стороны их конкурентов…

Grand Theft Auto 3

Шок, революция, невероятное - такими словами можно охарактеризовать эту игру, появившуюся на свет в 2001 году. Впервые за историю серии виртуальный мир стал полностью трёхмерным, что позволило дизайнерам сделать его в разы более живым, открытым и интерактивным.

Разработчики решили не придумывать велосипед и назвали новый город так же, как и первый из трёх мегаполисов Grand Theft Auto - Либерти-сити. Серые монолиты небоскрёбов, будничные индустриальные кварталы, зажиточные окрестные районы, туманные ночные магистрали, потоки воды из свинцового неба: сотрудникам небольшой шотландской студии удалось идеально передать неповторимую атмосферу Нью-Йорка. Пьянящая свобода действий, лихо закрученный сюжет, великолепные радиостанции, лучшие авто, кровавые мафиозные разборки, неугомонная полиция вознесли Grand Theft Auto 3 на вершину игрового Олимпа, а сама смесь игровых направлений стала называться не иначе как «бандитский симулятор».

По данным на октябрь 2004 года, GTA 3 разошлась тиражом более 11 миллионов экземпляров в версиях для PC, PS2 и Xbox. Она и по сей день занимает почётное место на полке у каждого настоящего любителя экшен-игр.

Grand Theft Auto: Vice City

Четвёртая игра в линейке GTA появилась на свет осенью 2002 года и мгновенно завоевала популярность поклонников серии и привлекла внимание множества новичков. Стало ясно, что Rockstar North (в очередной раз переименованная из Rockstar Studios ) вознамерилась перевести в трёхмерье каждый из городов самой первой игры - Либерти-Сити, Вайс-Сити и Сан-Андреас.

Пожалуй, главным достоинством игры стало появление Настоящего Героя - в Vice City протагонист обрёл имя и дар речи, что позволило сценаристам активнее вовлечь его в сюжет. Томми Верcетти - вовсе не бессловесная сошка; он научился не только разговаривать, но и покупать недвижимость, потихоньку прибирая к рукам Град Порока. К числу менее значительных, но не менее полезных новшеств относятся возможность заходить в здания, езда на мотоцикле и широкий ассортимент одежды, позволяющей с шиком уходить от назойливых копов.

Несмотря на определённые технические огрехи и устаревший графический движок, GTA: Vice City полюбилась огромному количеству игроков - 13 миллионов проданных копий говорят сами за себя.

Grand Theft Auto: San Andreas

Наконец, Rockstar перенесла все города из первой части в полноценное 3D. Однако в заключительной части трилогии вместо одного города мы открыли для себя целый штат, состоящий из трёх больших мегаполисов: Лос-Сантоса, прототипом которого стал Лос-Анджелес, Сан-Фиерро и Лас-Вентураса, созданных на основе Сан-Франциско и Лас-Вегаса соответственно. Размером же каждый из них - примерно с Вайс-Сити, впечатляет? Ещё бы, но это ещё не всё. Также в нашем распоряжении обширная сельская местность и пустыня с дюжиной городков поменьше. И, главное, всё это огромное пространство доступно без единого экрана загрузки, которая присутствует лишь при перемещении внутрь зданий и обратно на улицу.

Сан-Андреас - это то место, где можно по-настоящему разгуляться. Сан-Андреас - это огромный вулкан, из которого извергается море различных возможностей, которых не перечислишь, да и каких возможностей! Татуировки, причёски, прокачка автомобилей, девушки, stealth и RPG-элементы, такие как питание, скиллы вождения и стрельбы, физические характеристики, отношения с подругами. Протагонист наконец-то не машет руками и не пучит глаза при попадании в воду, а плавает и даже ныряет! Главный герой научился стрелять из двух «стволов» сразу. Появилась куча мини-игр, таких как баскетбол, бильярд, игровые автоматы и многое другое. В игре присутствует множество новых подмиссий: вор, водитель поезда, рабочий в каменоломне и не только.

В GTA: San Andreas нас ожидают встречи со старыми добрыми героями из предыдущих игр серии, а также множество различных предпосылок к тем или иным событиям.

В отношении графики третья из трёхмерных игр серии GTA , несомненно, похорошела. Дальность прорисовки увеличена от двух до четырёх раз, были введены новые методы обработки отражающих поверхностей, а каждая игровая модель теперь существует в «дневном» и «ночном» вариантах. Ко всему прочему, было значительно увеличено количество полигонов, используемых при создании моделей.

Количество и разнообразие средств передвижения поражает. В Сан-Андреасе около 180 наземных транспортных средств, в то время как в Вайс-Сити их «всего лишь» 120. Авиапарк также был увеличен по сравнению с GTA: Vice City , теперь он насчитывает более двух десятков видов самолётов и вертолётов, и, да, мы увидим легендарный ДоДо!

Парк лодочных средств тоже был расширен по сравнению с прошлыми частями серии, а ненавистные нам копы получили, наконец, в своё распоряжение мотоциклы! Что до упоминавшихся выше пустыни и сельской местности, то здесь нам дадут покататься на таких экзотических средствах передвижения, как квадроцикл, «бигфут», трактор или комбайн.

Музыкальное сопровождение, традиционное для игр серии GTA , как всегда очень разнообразно и реализуется одиннадцатью радиостанциями, среди которых была замечена легендарная K-JAH, а также не менее легендарный Lazlow .

Разработчики серии Grand Theft Auto никогда не стояли на месте. Постоянные эксперименты, зачастую на грани фола, существенные изменения в геймплее и стремление открывать новые горизонты - все это сделало культовую серию игр тем, чем она является сегодня.

В преддверии выхода новой части игры, которая, по словам ребят из Rockstar, обещает быть под завязку наполненной нововведениями, FURFUR решил проследить путь эволюции одной из самых популярных игровых франшиз всех времен.

Как все начиналось

Концепция игры, которой предстояло стать Grand Theft Auto, родилась в далеком 1995 году. Тогда игра должна была называться Race’n’Chase, а большинство миссий были связаны с гонками по городу.

Тем не менее, черты будущего хита можно было разглядеть уже на ранних стадиях: три уникальных города, срисованных с реальных прототипов, куча автомобилей, возможность давить пешеходов, а некоторые задуманные авторами миссии предусматривали ограбление банка и другие противоправные деяния. Но самоцелью преступления в игре еще не были, хотя возможность стырить себе тачку покруче разработчики прикрутить собирались.

К счастью для всех нас, Race’n’Chase так и остался лишь концепцией на бумаге, зато два года спустя свет увидела игра с провокационным названием - Grand Theft Auto.




Grand Theft Auto

Одельного упоминания заслуживает диджеи, в роли которых нередко выступали такие знаменитости, как Игги Поп, Аксель Роуз, Фанкмастер Флекс и Карл Лагерфельд.

Все самые главные фишки серии впервые появились именно здесь. Полная свобода противоправных действий - от выполнения заданий мафии до развеселой бессмысленной резни на улицах, богатый ассортимент автомобилей и одна из знаковых особенностей линейки - радио.

К внутриигровому радио разработчики всегда подходили очень серьезно. Огромное количество радиостанций, каждая из которых специализировалась на своем стиле, циничные диджеи, сыплющие шутками на грани фола, и очень качественный подбор песен.

Если в перых частях серии музыкальную начинку игр составляли треки не самых популярных исполнителей, именитейшими среди которых были Symarip и Upsetters, крутившиеся на радио в GTA: London 1969, то начиная с третьей части все сильно изменилось.

Список именитых артистов, засветившихся в саундтреке к играм серии, стремится к бесконечности. Здесь были все: от Aphex Twin и Slayer до «Кино» и «Ранеток».

Любимым развлечением игроков в первой части было уничтожение людей в желтых рясах, гуськом бродящих по улицам городов. Если удавалось задавить всех кришнаитов, игрок получал ачивку Gouaranga. К слову Гауранга - реальный кришнаитский святой. Считается, что он - одно из воплощений Кришны, а его имя, произнесенное вслух хоть раз, дарует удачу и благословение.

В первой части появляются три ключевых города серии - Либерти Сити, Сан Андреас и Вайс Сити. Правда полюбоваться их красотами пока можно лишь с высоты птичьего полета - трехмерной, а уж тем более HD графикой в те времена даже не пахло.

Выбор оружия был небогатым - всего четыре наименования: пистолет, автомат, гранатомет и огнемет. Зато выбор миссий, которые мог взять наш безымянный гангстер, уже тогда был довольно обширным: заказные убийства, ограбление банков и, конечно, угоны.

Не обошлось здесь и без отголосков популярных в то время аркад. Так, например, по всему городу раскиданы всевозможные бонусы, подобрав которые можно было в несолько раз увеличить количество зарабатываемых очков, снизить уровень полицейского внимания или получить ключ от тюрьмы.




GTA: London 1969 и London 1961

Так далеко во времени и пространстве серия еще не забиралась. Разработанные на движке первой ГТА, два этих дополнения переносили игрока в свингующие шестидесятые.

Разумеется, антураж того времени, вернее, пародия на него, были созданы разработчиками с предельной дотошностью и большой любовью. Чего только стоят персонажи, разговаривающие на густом кокни и левостороннее движение, приводившее в бешенство многих игроков.

Впоследствии ностальгические издевки над разными эпохами также превратятся в коронные приемы игр серии ГТА.

К слову, это единственные игры под маркой GTA, где действие происходит в реальных городах - Лондоне и Манчестере - а не в пародийных их версиях, придуманных разработчиками.

Изменения в игре носили скорее эстестический характер: автомобили и музыка шестидесятых. В целом же геймплей мало отличался от первой игры серии. Впрочем, некоторые геймеры полагают, что свое знакомство с истоками любимой франшизы следует начинать именно с этой игры, а не с первой части.





GTA II

Во второй части разработчики продолжили экспериментировать. Действие игры было перенесено в Anywhere city 2013 года. О том, был ли у города реальный прототип, разработчики умалчивают, однако многие подозревают, что в игре изображен Нью-Йорк будущего.

Будущее же авторы игры видели достаточно мрачным: в эстетическом плане они явно руководствовались фильмами вроде «Побег из Нью-Йорка» и эстетикой киберпанка. Впрочем, нововведения коснулись не только картинки. Во-первых, у главного героя теперь появилось имя. Во-вторых, каждая банда стала отличаться от остальных внешним видом и транспортными средствами. Кроме того, у героя появилась репутация: помогая одной банде он навлекал на себя гнев других.

Среди других новшеств: возможность сохранять игру, угонщики и грабители на улицах, охотящиеся за вашими деньгами и машинами, а также легальная работа - водителем такси или автобуса. Оружия в игре стало не в пример больше, а транспортное средство стало можно оборудовать станковым пулеметом, баком с маслом, выливающимся на дорогу, или вовсе превратить свою машину в «шахид-мобиль».

Устраивать хаос в городе намного веселее, если ты одет в униформу полицейского. В ГТА 2 такой маскарад возможен. На втором уровне необходимо отправиться во владения корпорации Дзайбатцу, отыскать там зеленый телефон и взять миссию под название «Flame It». Для ее выполнения потребуется украсть полицейскую машину. Угнав ее, главный герой переоденется в полицейскую униформу и сможет разгуливать в таком виде по городу. Для того, чтобы не лишиться нового наряда достаточно просто не завершать миссию.





GTA III

Новое тысячелетие подняло планку игровой индустрии. И хотя игры без трехмерной графики еще не выглядели анахронизмом, но свои позиции сдавали стремительно. Рокстаровцы, впрочем, продолжали идти в ногу со временем во всех отношениях: действие первой трехмерной GTA происходит в годы выхода игры - в 2001 году.

Крутости картинке прибавила и система повреждений автомобилей, правда, на их технические характеристики повреждения пока никак не влияли. Главный герой почему-то потерял имя (известным оно станет лишь в GTA: San Andreas), а потому отзывается либо на уничижительное «Пацан», либо на собачью кличку «Фидо».

Серия всегда славилась тем, что игроки могут делать то, за что в реально жизни можно быстро схлопотать либо срок, либо пулю. Но мало кто знает, что в третьей части ГТА можно нарушать не только государственные законы, но и законы физики. Чтобы убедиться в этом достаточно вооружиться снайперской винтовкой и выстрелить в Луну. После такого единственный спутник Земли уменьшиться в размерах. Второй выстрел вернет Луне ее прежние размеры. То же самое можно проделывать и в GTA Vice City.

Третья часть ознаменовалась не только совершенно потрясающей для того времени графикой и привычно крутым геймплеем, но и наличием внятного сюжета. Если раньше герой бесцельно выполнял миссии, работая на того или иного мафиози, то теперь такие перебежки из банды в банду сюжетно обоснованы, а следить за приключениемя безымянного «Фидо» становится действительно интересно.

Стоит отметить появление колоритных второстепенных персонажей, говорящих голосами многих знаменитостей. В частности, здесь отметились Кайл Маклахлен, рэпер Гуру и Майкл Мэдсен.

Арсенал по сравнению с прошлыми частями вновь расширился, как и парк транспортных средств. Появились катера и самый настоящий кошмар всех неопытных геймеров - вертолет и самолет Dodo, летать на котором очень проблематично. Ходят слухи, что управление самолетом специально было усложнено разработчиками, чтобы игрокам не пришло в голову лихо таранить на нем небоскребы - игра вышла месяц спусть после событий 11 сентября.



GTA Vice City

Делать игру про криминальный мир и обойти вниманием фильм «Лицо со шрамом» по-настоящему преступно. Поэтому действие следующей игры серии было перенесено в благодатные 1980-е, в город Вайс Сити, до боли напоминающий накокаиненный Майями тех лет.

Главным героем становится Томми Версетти, мафиози не самого высокого полета, сильно насоливший своему боссу. К слову, разговаривает Томми голосом Рэя Лиотты. Из новинок можно отметить возможность приобретать средства уничтожения в оружейных магазинов или у барыги.

В добавок к новым автомобилям, в игре появилось с полдюжины самолетов и вертолетов. Кроме того, впервые за всю историю серии, повреждения транпортных средств прямо влияет на их технические характеристики.



GTA San Andreas

Банды чернокожих и латиносов, трущобы, лоу-райдеры и все остальные атрибуты жизни, о которой нам так долго говорили гангста-рэперы - вот что предъявила игроку GTA San-Andreas.

Играть придется за простого парня из гетто СиДжея, который после пятилетнего отсутствия возвращается в родной Лос-Сантос на похороны матери, да так тут и остается, создавая свою криминальную империю.

Геймплей претерпел существенные изменения. Игра превратилась в самый настоящий симулятор жизни: здесь можно есть, пить, расписывать стены из баллона, наращивать мышцы и даже завести себе подругу. Одеть главного героя теперь можно буквально с головы до ног, выбрав ему не только одежду и обувь, но и аксессуары. Игра приобрела и ролевой элемент в виде прокачки навыков, которыми чаще всего пользуется протагонист.

Сюда же добавим множество мини-игр от баскетбола до ставок на скачках, и достойное количество легальных занятий для главного героя: помимо уже знакомой по прошлым играм работы таксистом игрок сможет примерить на себя роль пожарного и даже стать вигилянтом, уничтожая преступников.

Горячий кофе

Серьезный крен в сторону реалистичности заставил многих игроков возжелать большего. В частности, многим пришлось не по душе, что в то время, когда СиДжей уединяется с возлюбленной, игроку приходится лицезреть лишь фасад дома, догадываясь о происходящем лишь по звукам. Для таких вуайеристов был выпущен специальный мод Hot Coffe, который открывал скрытые сексуальные сцены, выполненные в виде мини-игры.

Разразился страшный скандал, продажи игры были временно приостановлены, а рейтинг игры был изменени с «М» («лицам, от 17 лет») до «АО» («только для взрослых»).

В итоге разработчики объявили о бесплатном обмене скандальной игры на версию, откуда все неприличное было тщательно вырезано. Но таких желающих нашлось немногим более двух тысяч.

В GTA SA хинтов и веселых багов столько, что хватит на целую книгу. Вот пример не самого просто в исполнении, но довольно зрелищного. Играть желательно вдвоем. Доводим уровень розыска до той степени, когда за вами вышлют вертолеты. Находим холм повыше, ждем, когда вертолет зависнет над вами и сбиваем его. Главное, чтобы его остов упал прямо на склон. Затем совместными усилиями толкаете то, что осталось от вертолета вниз по склону, и когда его останки поползут самостоятельно, запрыгивайте сверху и наслаждайтесь поездкой.

Наконец-то протагонист научился не только плавать, но и перелезать через препятствия, а также вести стрельбу «по-македонски» - с двух рук.

Разросшаяся просто до неприличных размеров карта произвела настоящий фурор. Проворачивать криминальные делишки теперь можно не просто в разных районах, а в разных городах: Сан-Фиерро (Сан-Франциско), Лос-Сантос (Лос-Анджелес) и Лас-Вентурас (Лас-Вегас). К тому же, мир стал «бесшовным» - при переходе из одной локации в другую больше не появляется экран загрузки.

Количество транспортных средств просто зашкаливает: автомобили, вертолеты, самолеты, велосипеды, поезда и даже реактивный ранец. Добавим к этом возможность прокачать тачку по своему вкусу, превратив практически любой четырехколесный драндулет в супер-скоростной родстер или вальяжно катящийся по улицам лоу-райдер. И да, миссия с поездом была именно здесь.



GTA Advance

Эта игра, выпущенная специально для Game Boy Advance, вернулась к классическому уже виду сверху. Изначально планировалось издать в таком виде GTA III специально для портативной консоли, однако затем разработчики решили рассказать совершенно новую историю.

Сюжет игры представляет собой приквел к третьей части, и повествует о злоключениях мелкого преступника Майка, одержимого местью за гибель своего напарника и наставника Винни.

Несмотря на то, что внешне игра как две капли воды двумерные первые две части, в ней присутствуют элементы, появившиеся уже в эпоху 3D - возможность побывать в шкуре стража правопорядка или водителя «скорой помощи» и расширенный арсенал.



GTA Liberty City stories

Спин-офф к третьей части, также выпущенный специально для консолей. На сей раз протагонистом игры стал Тони Сиприани, один из работодателей безымянного героя GTA III, а сюжет - крутиться вокруг итальянских мафиози Либерти Сити.

По части нововведений здесь не густо: разработчики немного расширили автопарк, специально для PSP отказались от старого движка RenderWire и внесли кое-какие косметические изменения в графику.



GTA Vice City stories

Еще одна совершенно самостоятельная игра, сделанная специальной дла PSP и PS 2. Главный герой этой части, Виктор Вэнс, интересен тем, что, в отличие от остальных протагонистов серии, с самого начала не является матерым преступником. Он, как Майкл Корлеоне, вступает на криминальную дорожку по стечению обстоятельств, что не мешает ему добиться ему славы одного из самых опасных людей Вайс Сити.

На сей раз разработчики решили привнести в игру экономическую составляющую. По всему городу раскиданы притоны, ломбарды и бордели, владея которыми игрок может укреплять свое влияние, зарабатывать авторитет и рубить капусту.

Главный герой - отставной военный, который вынужден стать бандитом. Но если вам претит такая перспектива, всегда можно вернуться обратно на службу в армию. Для этого нужно отыскать справа от входа на военную базу небольшой домик, запрыгнуть на его крышу, а уже оттуда перепрыгнуть через стену. Теперь ты в армии, сынок!



Пожалуй, самая близкая и родная российскому игроку часть линейки. Неудивительно, ведь главный герой, простой балканский парень Нико Беллик, как две капли воды похож на того чувака, который сидя на кортах возле твоего подъезда, спрашивал: «Есть телефон с камерой позвонить?».

Принципиально новый движок, крутая графика, совершенно новая система ведения боя и все это в антураже Либерти Сити, как две капли воды похожего на Нью-Йорк.

Перестрелки стали выглядеть совсем иначе. Вместо того, чтобы стоять столбом, поливая свинцом противника, Нико прячется за машинами, перегородками и мусорными бачками, порой стреляя вслепую. Система повреждений персонажей также претерпела изменения: попадание в руку заставит противника выронить оружие, выстрел в ногу - замедлит его, а пуля в голову успокоит навсегда.


В игре можно срубить бабла по легкому не только ограбив банк в одной из сюжетных миссий. Пощипать банкиров Либерти-сити можно и в свободное от работы время. По городу разъезжают бронированные грузовики с надписью Gruppe 6 на кузове. Это вовсе не автозаки, как может показаться на первый взгляд, а инкассаторские машины. Угнав такой автомобиль, уводите его в тихое местечко и взрывайте любой имеющейся под рукой взрывчаткой. После этого остается только собрать обильный урожай из зеленых пачек, высыпавшихся из взорванного броневика.

В этой части система взаимоотношений с другими персонажами, зачатки которой можно было наблюдать еще в San Andreas, расцвела буйным цветом. С ними необходимо разговаривать по телефону, периодически ходить в дайнер или бар. Правда, эта новинка быстро стала раздражать многих игроков: ситуаций, когда Нико на всех парах несется по встречной, уходя от погони, попутно беседуя по телефону с братом Романом, в GTA IV масса.

Ролевая часть и зачатки симулятора жизни, которые присутствовали в GTA SA, в четвертой части исчезли. Больше нельзя качать мышцы или прокачивать навыки. Зато появились обширный внутриигровой интернет и многофункциональный мобильный телефон.

Список медиа-развлечений дополняет и телевидение, правда, такой большой город как Либерти Сити обзавелся всего двумя телеканалами. Зато по ним можно смотреть забавные ролики, пародирующие современное телевидение и поп-культуру.

Мультиплеер в этой части предложил игрокам широкий простор для совместной деятельности: несколько видов дэзматчей, кооперативные задания, возможность поиграть в «казаки-разбойники», взяв на себя роль бойцов SWAT или противостоящих им бандитов.

Помимо основной кампании были выпущены два дополнительных эпизода, рассказывающих историю второстепенных, но от этого не менее колоритных, персонажей - еврейского байкера Джонни Клебитца и латиноамериканского телохранителя Голубого Тони, Луиса Лопеза.



GTA China town wars

Эпизод Сhinatown wars, также связанный с сюжетом четвертой части, был выпущен исключительно на консолях и мобильных устройствах. Внешний вид игры вновь претерпел изменения. Изометрическая проекция стала чем-то средним между классическим видом сверху и ставшей уже привычной нам «камерой за спиной». В отличие от максимально приближенной к реальности графике предыдущих частей, картинка здесь совершенно мультяшная.

Зато процесс угона автомобилей приблизился к реальности очень близко. Так, например, завести тачку можно было несколькими способами: поковырявшись в замке зажигания отверткой, дедовским способом - соединив провода, либо прибегнуть к помощи высоких технологий в случае с дорогими автомобилями.

Нельзя не упомянуть о такой важной новинке, появившейся в этой части, как возможность рыться в мусорных баках в поисках различных ништяков.



GTA V

Ждать от каждой новой серии ГТА каких-то измений, хороших или плохих, стало уже доброй традицией. О том, что будет в новой части пока можно судить лишь по словам самих разработчиков.

Итак, в ГТА 5 наш ждут: сразу три персонажа, между которыми можно будет переключаться практически в любое время; самая большая карта из всех игр серии; возвращение занятий спортом; акваланги и батискаф; хобби для персонажей и возможность грабить банки.

Главные герои, как это повелось - не обычные отморозки, а чуваки со сложной и странной судьбой. Два бывших грабителя банка, один из которых начал вести спокойную жизнь, а второй скатился на самое дно, и начинающих бандит, вынужденный подрабатывать в автосалоне.

Популярность бывает разной не только в шоу-бизнесе, но и в мире компьютерных игр. Civilization навеки вошла в историю благодаря умному геймплею. DOOM запомнился всем как первая сетевая и первая трехмерная игра (хоть это и не совсем соответствует истине). The Sims и его многочисленные аддоны отхватили пальму первенства по числу проданных копий. А самую скандальную популярность за всю историю индустрии завоевала, конечно же, Grand Theft Auto . Причем в отличие от упомянутых “чемпионов” GTA стала известной и популярной далеко не сразу. До того как попасть в игровые чарты, засветиться на страницах газет, стать причиной судебных разбирательств и попасть под шквал пуританской критики, ей предстояло пройти пусть и не очень долгий, но весьма занимательный путь. Путь от гадкого двумерного “утенка” до матерого черного “лебедя”.

20 миллионов леммингов не могут ошибаться

“Подготовка” к величайшему игровому автоугону началась в шотландском городке Данди еще в начале 80-х годов. Несмотря на то что история РС в то время насчитывала всего пару лет, а сам Данди вовсе не считался центром цивилизации, компьютерный клуб был даже в этом небольшом городке. Называлось это заведение KACC (Kingsway Amateur Computer Club ), и располагалось оно на территории местного технического колледжа Кингсвэй (Kingsway Technical College ).

Его завсегдатаями были не только студенты колледжа, но и вполне взрослые дяди, как, например, Дэйв Джонс - сотрудник компании Timex , которая поставляла комплектующие для Sinclair Research Ltd . Частенько наведывались в KACC и мальчишки, в том числе четырнадцатилетний Майк Дэйли . Несмотря на разницу в возрасте, Дэйва и Майка объединяло одно увлечение - компьютерные игры. Причем и того, и другого больше интересовали не игры как таковые, а именно их разработка. Тем же самым увлекались еще двое постоянных посетителей клуба - Рассел Кэй и Стив Хаммонд . Вся эта “великолепная четверка” познакомилась друг с другом именно в клубе KACC, и уже к 1984 году они успели стать закадычными друзьями.

Интересный факт: в университете Эбертей (University of Abertay Dundee ), расположенном в их родном городе, в то время были открыты одни из первых в мире курсов по игровому программированию. Джонс, который сразу после школы отправился работать в Timex, так и не получив высшего образования, решил воспользоваться этим шансом. После недолгих размышлений он бросил работу и поступил в Эбертей на вышеупомянутые курсы. Подготовка не прошла даром: еще не закончив обучение, Дэйв принялся за разработку своих первых проектов. Его первые игровые эксперименты в начале 80-х - аркада Moonshadow и еще парочка подобных игр для Commodore 64 и Amstrad - ничего примечательного собой не представляли. Однако они позволили неплохо подзаработать и приобрести самое ценное - опыт.

В это же время первые шаги в игростроении предпринимал и Майк Дэйли, однако его достижения были еще более скромными - игра Freek Out , черно-белый клон знаменитого Arkanoid .

Наконец Джонс решил, что от кустарных экспериментов пора переходить к серьезному делу. И вот в 1987 году он открывает фирму под названием DMA Design (на те деньги, что он заработал за счет продажи своих первых проектов), в первоначальный состав которой помимо него входят Кэй и Хаммонд. Чуть позже к ним присоединяется и Майк. Первоначально аббревиатура DMA означала Direct Mind Access (“Прямой доступ к мозгам”), обыгрывая таким образом известный технический термин Direct Memory Access . Однако спустя несколько лет сотрудники DMA Design начали расшифровывать название своей компании еще забавнее - как Doesn"t Mean Anything (“Вообще ничего не значит”).

Первыми играми DMA стали игры Menace и Blood Money - классические сайд-скроллеры на космическую тему. Геймеры по достоинству оценили графическую привлекательность этих простеньких стрелялок, но вполне справедливо раскритиковали их за зверскую сложность.

Первая известность пришла к DMA уже в 1990 году, с выпуском игры Lemmings . Оригинальный стратегический геймплей с интересными головоломками и здоровым чувством юмора не оставил игроков равнодушными, и уже в первый год игра разошлась тиражом более 60000 копий в одной только версии для Commodore 64 . Более подробно о “Леммингах” вы можете почитать в предыдущем выпуске “Игромании ” в рубрике Game Over? , скажем лишь, что со всеми сиквелами и переизданиями эта игра продалась общим тиражом более 20 млн копий. С полным правом можно сказать, что вплоть до середины 90-х годов DMA зарабатывала свои основные деньги (и имя!) именно на “Леммингах”.

Ключ на старт!

Grand Theft Auto

В конце 1994 года с подачи Дэйва Джонса DMA Design начинает работу над новым проектом - Grand Theft Auto, или, в сокращенном варианте, GTA. Разрабатывалась она сразу под две платформы (PC и PlayStation) почти три года. И вот в ноябре 1997 года игра ушла на “золото”. В этот день свершилась одна из самых важных революций в игровой индустрии. Правда, этого еще никто не заметил, включая самих “революционеров”. Что же представляла собой самая первая GTA?

Запустите свеженький GTA: San Andreas , переключите камеру в режим “вид сверху”. Теперь уберите из игры добрую половину возможностей, снизьте разрешение до 640х480, а 3D-графику замените на типичный спрайтовый движок середины 90-х. Вот это и есть оригинальная GTA.

Номинально GTA считалась обычной аркадой, но на самом деле в ней было намешано множество разных элементов: 2D-гонки, экшен, квесты и даже (невиданное для аркады дело!) нелинейная кампания. Для наиболее точного описания новорожденного жанра подошел бы термин “симулятор бандитизма”. Но и это определение хромает на обе ноги, ибо бесшабашная аркадность происходящего сохранилась даже в самых поздних версиях игры, не говоря уже о первой части.

Главной изюминкой GTA с самой первой ее части являлась свобода, причем больше всего ее было именно в первой части игры. Здесь не было даже сюжета, только набор слабо связанных друг с другом миссий, которые можно было выполнять практически в произвольном порядке. Более того, можно было вообще наплевать на задания и зарабатывать деньги любым удобным способом. А деньги в первой GTA выдавали за все подряд. Угнал машину? Получи денежный бонус. Продал машину? Получи еще больше. Переехал пешехода? Держи карман шире - в буквальном смысле. Двух пешеходов сразу?! Открывай еще шире!

После того как в результате оплачиваемого беспредела набиралась определенная сумма, открывался доступ к новому городу. Кстати, знаете, как назывались города в первой GTA? Liberty City , San Andreas и Vice City .

К сожалению, графика в GTA была далека от совершенства даже по меркам 1997 года. Единственное значимое достижение движка заключалось в возможности изменять масштаб в зависимости от скорости перемещения, что позволяло расширить сектор обзора на больших скоростях (кстати, точно по такому же принципу работает мини-карта в GTA III и более поздних версиях). С визуализацией всего остального наблюдались явные проблемы: летящие пули отображались крохотными кучками пикселей (прямо как в доисторических стрелялках), раздавленные пешеходы больше всего напоминали прихлопнутых тапком тараканов, а анимация была попросту ужасной. Не впечатлял и звук: эффекты были сделаны на троечку, речи не было вообще - ее заменяло бессмысленное бормотание на одном из диалектов симс-тарабарщины. Хорош был лишь саундтрек, в который вошло более часа музыки из наиболее популярных направлений тех времен: техно, фанка, хип-хопа, индастриала, кантри и хэви.

Но, несмотря на техническую отсталость, GTA завораживала. Это была игра из серии “любовь с первого взгляда” - она или не нравилась вообще, или нравилась сразу, и тогда ей можно было простить все недостатки. И простенькую графику, и отсутствие озвучки, и высокую сложность, и неудобную навигацию в огромном виртуальном мире, и много чего еще.

Игровые издания встретили GTA вполне предсказуемо - с прохладцей. Во времена тотального помешательства на трехмерной графике игры было принято встречать по одежке, а точнее - по движку. Однако “слив” GTA тоже “не засчитали”, по достоинству отметив ее оригинальный геймплей, черный юмор и идеально выдержанный стиль. В это же время вокруг игры начало формироваться устойчивое сообщество поклонников, без которого не обходится ни один мало-мальски стоящий проект. А в том, что GTA - проект удачный, а значит, достойный продолжения, не сомневался никто.

Пока часть сотрудников DMA Design занялась доделкой PlayStation-версии, остальные принялись за разработку первого дополнения - GTA: London 1969 - и сиквела Grand Theft Auto II .

В это же время произошло еще одно знаменательное событие. Издатель первой GTA был куплен одним из гигантов индустрии - Take2 Interactive . И права на GTA, соответственно, перешли к ней. Останавливаться на этом Take2 не собиралась и в открытую выразила заинтересованность в покупке самой DMA Design. Дэйв Джонс, который так и не понял, какой алмаз он нашел в куче... э-э-э... леммингов, решил, что грех не воспользоваться таким заманчивым предложением, и в 1999 году продал компанию. DMA перешла в собственность Take2 и ее включили в состав студии Rockstar Games .

Если бы Джонс смог по достоинству оценить гениальность придуманного им же самим геймплея, то сейчас он был бы уже миллионером. Но Дэйв поставил не на ту лошадь, основав в 2002 году новую компанию Real Time Worlds , которая выпустила один лишь посредственный шутер Mobile Forces . А тем временем игровой паровоз под названием GTA набирал скорость.

Три огромных виртуальных города.

Бесчисленное множество дорог, шоссе, бульваров и улочек общей протяженностью почти 10000 километров.

Госпитали, банки, стрип-клубы, военные базы, полицейские участки, порты.

По 20 типов машин в каждом городе, все со своим уникальным поведением и скоростью.

Наличие городских служб: полиции, пожарных, медиков и общественного транспорта.

Разный уровень агрессивности полиции в зависимости от действий игрока - от полного игнорирования до охоты на полное уничтожение.

Поддержка до четырех игроков при игре по сети или модему.

Более часа музыки в стилях техно, дэнс, фанк, хип-хоп, индастриал, хэви-метал и кантри.

Свыше 200 различных миссий, включая автоугоны, контрабанду наркотиков, похищение, теракты, заказные убийства и ограбления.

Кровища!

Оружие: пистолет, автомат, гранатомет, огнемет.

Игровые бонусы: броня, дополнительные жизни, взятка полиции, “отмазка” от тюрьмы, “множитель” (все получаемые деньги умножаются на коэффициент), ускоритель (бег, езда и стрельба становятся быстрее).

GTA: London 1969

Целый виртуальный Лондон, включая Тауэр, Биг Бэн и другие архитектурные достопримечательности.

Более 20 новых машин в стиле 70-х.

Новый саундтрек, тоже в стиле 70-х.

Новые миссии, еще разнообразнее, еще сложнее.

Кровища! Больше и реалистичнее!

Между первой и второй - перерывчик небольшой

Первый аддон к GTA появился всего через год после выхода оригинальной игры. Нововведения в London 1969 можно было пересчитать по пальцам одной руки: новый виртуальный город (почти точная копия Лондона), 20 новых машин, чуть более правдоподобно стали выглядеть раздавленные пешеходы, валяющиеся в лужах крови, полностью обновился саундтрек. Все остальное не изменилось ни на йоту.

В 1999 году вышла GTA III - уже с логотипом Rockstar на обложке. Однако и в сиквеле дозировка новшеств была более чем скромной: немного похорошела графика, улучшились звуковые эффекты, опять появилось новое музыкальное сопровождение. В GTA II было уже не три города, а один громадный мегаполис из трех частей с уникальным набором машин в каждом районе. Всего в автопарке игры насчитывалось 40 автомобилей.

В отличие от первой части GTA II была воспринята гораздо более враждебно и прессой, и игроками. Эффект новизны уже отсутствовал, а главные недостатки серии - неудобная навигация и отсталый видеоряд - так и не были устранены. Увлекшись критикой, практически все проглядели еще одно интересное нововведение GTA II - наличие шести разных и зачастую враждующих между собой преступных кланов, к каждому из которых игрок мог присоединиться по своему желанию.

Grand Theft Auto: London 1969

Grand Theft Auto II

После второй части стало окончательно ясно, что гениальной концепции просто тесно в существующих технологических рамках. Свободному по духу геймплею нужна была еще одна степень свободы - визуальная. И Rockstar приступила к разработке новой, полностью трехмерной Grand Theft Auto III . Ее выход запланировали на 2001 год...

Продолжение следует...