Что значит "окна тасс". Окна тасс Подпись В.П. Катаев

агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги воинов Красной Армии и партизан. Развивали традиции «Окон РОСТА». Над созданием плакатов работали художники П.П. Соколов-Скаля (руководитель редакции «Окон ТАСС»), Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), М.М. Черемных и др., поэты Демьян Бедный, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак и др. Мастерская художников находилась на улице Кузнецкий мост, 11. Первый плакат выпущен 27 июня 1941. Всего за войну издано около 1500 плакатов (большинство тиражом 1000 экземпляров). «Окна ТАСС» выставлялись на оживлённых улицах и площадях Москвы. В 1942 ряду участников «Окон ТАСС» была присуждена Государственная премия СССР.

  • - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Подавать в...

    Кулинарный словарь

  • - По-французски - чашка...

    Кулинарный словарь

  • - Друг Ариоста, друг Петрарки, Тасса друг - Язык бессмысленный, язык солено-сладкий. И звуков стакнутых прелестные двойчатки - Боюсь раскрыть ножом двустворчатый жемчуг...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - "Окна ТАСС".В. В. Лебедев."Наша азбука".1943. «О́кна ТАСС», агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941—45...

    Художественная энциклопедия

  • - См. Очаги питания подземных...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - в древнерусских жилищах были волоковые для пропуска дыма, из кожи или слюды, большие, называвшиеся красными и косящатыми, образчатые, сделанные из четырехугольных кусочков слюды или стекла, и репьястые, когда эти...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Цилиндр...

    Морской словарь

  • - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-45...
  • - см. Телеграфное агентство Советского Союза...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "" - агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники и поэты создали св. 1200 "Окон ТАСС" ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р. ТА/ССа и нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - м. и нескл. ср. Телеграфное агентство Советского Союза...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - м. Телеграфное агентство Советского Союза...

    Малый академический словарь

  • - нескл...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 агенство...

    Словарь синонимов

"«Окна ТАСС»" в книгах

Сообщение ТАСС

Из книги Генерал Дима. Карьера. Тюрьма. Любовь автора Якубовская Ирина Павловна

Сообщение ТАСС «Санкт-Петербург, 22 декабря (корр. ИТАР-ТАСС). Причины и подробности задержания в минувший вторник адвоката Дмитрия Якубовского правоохранительными органами Санкт-Петербурга пока хранятся в тайне. Однако некоторые наблюдатели полагают, что задержание

Сообщение ТАСС

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

Сообщение ТАСС Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за

Заявление ТАСС

Из книги В бурях нашего века. Записки разведчика-антифашиста автора Кегель Герхард

Заявление ТАСС За неделю до военного нападения советское телеграфное агентство (ТАСС) опубликовало сообщение, в котором высказывалось мнение о распространявшихся слухах о войне. Заявление опровергало слухи о якобы выдвигавшихся Германией претензиях территориального

Сообщение ТАСС – не SOS, а приказ (кому и что сообщало ТАСС 13 июня 1941 г.)

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Сообщение ТАСС – не SOS, а приказ (кому и что сообщало ТАСС 13 июня 1941 г.) Появление этого документа – последней предвоенной публикации Советского руководства о советско-германских отношениях, которой как бы давался отбой тревоге в приграничных военных округах,

«Умирающий Тасс»

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

«Умирающий Тасс» В середине весны 1817 г. Батюшков закончил большую элегию «Умирающий Тасс». Объясняя Вяземскому замысел стихотворения, он писал: «Кажется мне, лучшее мое произведение… А вот что Тасс: он умирает в Риме. Кругом его друзья и монахи. Из окна виден весь Рим, и

СООБЩЕНИЕ ТАСС

автора

СООБЩЕНИЕ ТАСС Японская газета «Хоци» распространяет сообщение о якобы состоявшейся в конце августа беседе тов. Сталина с германским послом графом Шуленбургом по вопросу о заключении соглашения между СССР, Германией, Италией и Японией и об аннулировании

ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС В иностранной прессе распространяется сообщение со ссылкой на некоторые круги Болгарии как источник информации, что в Болгарию уже переброшена некоторая часть немецких войск, что переброска последних в Болгарию продолжается с ведома и согласия СССР, что

8. Опровержение ТАСС

Из книги Так кто же виноват в трагедии 1941 года? автора Житорчук Юрий Викторович

8. Опровержение ТАСС 14 июня в СССР было опубликовано сообщение ТАСС: «Еще до приезда английского посла в СССР г-на Криппса в Лондон, особенно же после его приезда, в английской и вообще в иностранной печати стали муссироваться слухи о „близости войны между СССР и

Коммюнике ТАСС

Из книги Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз автора Городецкий Габриэль

Коммюнике ТАСС Ввиду угрозы, представляемой британским интересам на Среднем Востоке гипотетическим германо-советским соглашением, Криппса неожиданно срочно отозвали для консультаций. Целью отзыва было не заложить основы англо-советского альянса в предвидении близкой

Сообщение ТАСС

Из книги Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение автора Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович

Сообщение ТАСС 2 августа 1946 года в центральных советских газетах было опубликовано следующее сообщение ТАСС:«От Военной Коллегии Верховного Суда СССР.На днях Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела делоВласова А. А., Малышкина В. Ф., Жиленкова Г. Н., Трухина Ф. И.,

Сообщение ТАСС

Из книги автора

Сообщение ТАСС «Еще до приезда английского посла в СССР г. Криппса в Лондон, особенно же после его приезда, в английской и вообще иностранной печати стали муссироваться слухи о „близости войны между СССР и Германией По этим слухам: 1) Германия будто бы предъявила СССР

Из книги ArCon. Дизайн интерьеров и архитектурное моделирование для всех автора Кидрук Максим Иванович

Слуховые окна и окна в крыше Фактически наш дом, с конструктивной точки зрения, принял уже вполне законченный вид. Однако попробуем добавить к нему еще некоторые элементы, которые хоть и не обязательны, но нередко встречаются в различных коттеджах. Сначала построим одно

«ОКНА ТАСС» - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза в годы Великой Отечественной войны .

«Окна Тасс» бы-ли соз-да-ны в пер-вые дни вой-ны ху-дож-ни-ка-ми, ра-бо-тав-ши-ми в «Ок-нах РОСТА», счи-тав-ши-ми се-бя про-дол-жа-те-ля-ми В.В. Мая-ков-ско-го и воз-ро-див-ши-ми тра-ди-ции этих зна-ме-ни-тых пла-ка-тов. Название «Окна Тасс» (че-рез ТАСС шли все по-след-ние из-вес-тия, свод-ки Ин-форм-бю-ро) бы-ло ана-ло-гич-ным «Ок-нам РОСТА». «Окна Тасс» соз-да-ва-ли ху-дож-ни-ки В.Н. Де-ни, Н.Ф. Де-ни-сов-ский (воз-глав-лял ре-дак-цию), Б.Е. Ефи-мов , Б.В. Ио-ган-сон, В.Б. Ко-рец-кий, П.И. Ко-тов, Ку-кры-ник-сы, В.В. Ле-бе-дев, Д.С. Мо-ор, Г.Г. Нис-ский, А.А. Ос-мёр-кин, Ю.И. Пи-ме-нов, Г.К. Са-виц-кий, П.П. Со-ко-лов-Ска-ля (художественный руководитель), М.М. Че-рем-ных; пи-са-те-ли и по-эты М.И. Али-гер, Н.Н. Асе-ев, Д. Бед-ный, О.М. Брик, В.М. Ин-бер, В.П. Ка-та-ев, В.И. Ле-бе-дев-Ку-мач, С.Я. Мар-шак , С.В. Ми-хал-ков, С.С. На-ров-ча-тов, К.М. Си-мо-нов, Н.А. Че-рем-ных, С.П. Щи-па-чёв, И.Г. Эрен-бург и др. (свыше 200 че-ло-век). С пер-вых дней вой-ны соз-да-ва-лись пла-ка-ты ан-ти-фа-ши-ст-ско-го, пат-рио-тического, ге-ро-ического со-дер-жа-ния, ко-то-рые вы-ве-ши-ва-лись в вит-ри-не мас-тер-ской «Окон Тасс» на Куз-нец-ком Мос-ту в Мо-ск-ве. Ис-поль-зо-ва-лись раз-нооб-раз-ные ху-дожественные тех-ни-ки и приё-мы: жи-во-пись мас-лом, ак-ва-ре-лью, тем-пе-рой, ори-ги-наль-ная гра-фи-ка. Со-че-та-ние изо-бра-зительных приё-мов «Окон РОСТА» и тра-ди-ций русского луб-ка с их са-ти-рической ост-ро-той и об-ще-по-нят-но-стью бы-ло расс-чи-та-но на са-мые ши-ро-кие мас-сы зри-те-лей. Сна-ча-ла пла-ка-ты вы-хо-ди-ли в од-ном эк-зем-п-ля-ре или ма-лень-ким ти-ра-жом, впо-след-ст-вии ти-раж вы-рос до 1,5 тысяч эк-зем-п-ля-ров; их от-прав-ля-ли на фронт, рас-про-стра-ня-ли в ты-лу (все-го за го-ды вой-ны вы-шло свыше 1200 вы-пус-ков «Окон Тасс»). Раз-мно-жа-ли пла-ка-ты вруч-ную бри-га-ды рез-чи-ков тра-фа-ре-тов; тра-фа-рет-ная тех-ни-ка ис-пол-не-ния пла-ка-тов по-сто-ян-но со-вер-шен-ст-во-ва-лась и ус-лож-ня-лась (чис-ло цве-тов до-хо-ди-ло до 10-12 и бо-лее). Ху-дож-ни-ки и пи-са-те-ли мол-ние-нос-но, «с пу-ле-мёт-ной бы-ст-ро-той», реа-ги-ро-ва-ли на во-енные со-бы-тия и опе-ра-тив-но от-ра-жа-ли их в бро-ских аги-тационных фор-мах, изо-бра-же-ния со-про-во-ж-да-лись мет-ки-ми и ост-ры-ми сти-хотворными тек-ста-ми. Те-ма-ти-ка пла-ка-тов оп-ре-де-ля-лась за-да-ча-ми то-го или ино-го эта-па борь-бы с вра-гом. Многие пла-ка-ты пред-став-ля-ли со-бой ост-ро-ум-ные хлё-ст-кие ре-пор-та-жи со всех фрон-тов, по-ли-тические эпи-грам-мы на А. Гит-ле-ра, его ок-ру-же-ние и со-юз-ни-ков («На-ша аз-бу-ка», се-рия на-чи-на-лась с бу-к-вы «А» и со-про-во-ж-да-лась ри-сун-ка-ми и дву-стиши-я-ми - например, «У кас-ки вражь-ей есть ро-га, ум-нём их в го-ло-ву вра-га!», «Днём фа-шист ска-зал кре-сть-я-нам: "Шап-ку с го-ло-вы до-лой!". Но-чью от-дал пар-ти-за-нам кас-ку вме-сте с го-ло-вой.»). По ти-пу мо-с-ков-ских соз-да-ва-лись «Окна Тасс» в Ле-нин-гра-де, Аш-ха-ба-де, Ба-ку, Мур-ман-ске, Том-ске, Са-ра-то-ве, Сверд-лов-ске, Таш-кен-те и других го-ро-дах СССР. «Окна Тасс» во-шли в ис-то-рию не толь-ко со-вет-ско-го, но и ме-ж-ду-народного пла-ка-та.

Как «Окна ТАСС» приближали Победу

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

Агитационные политические плакаты «Окна ТАСС» и были задуманы как один из видов идеологического оружия. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в Германии. Патриотические плакаты и тексты «Окон ТАСС» призывали к победе, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом.

В этой же серии создавались рисунки, в которых авторы, прибегая к жесткой сатире, высмеивали врага. «Окна ТАСС» обладали необычайным воздействием на зрителя. Как говорили современники, «эти плакаты разили, как снаряды».

Плакаты «Окна ТАСС» выпускались в Москве, Ленинграде и других городах СССР - Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Саратове, Мурманске, Свердловске, Хабаровске… Они размещались обычно в общественных местах в центре городов. Так, в Ленинграде плакаты расклеивались на Невском проспекте у Елисеевского магазина. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в партизанский край.

«Окна ТАСС» создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат «Окон ТАСС» был вывешен уже 27 июня 1941-го. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускались в мастерских на Кузнецком мосту. На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму - трафарет, и через 30 минут десятки плакатов были готовы. Художники работали в три смены. С 1941 по 1945 год в том кабинете, где делались «Окна», свет вообще не гасился. «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно - в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.
Потом их распространяли даже в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный каждому, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

Наиболее удачные «Окна ТАСС» выходили в виде листовок на немецком языке и разбрасывались над немецкими окопами.

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 1944 году один американский предприниматель даже просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Всего за годы войны было создано свыше 1500 «Окон ТАСС»; их тираж доходил до 1000 экземпляров.

По материалам СМИ

Коллекция Окон ТАСС

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.

Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление - сорок шесть плакатов - датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945), Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).

По фондовой работе разработана структура хранения - по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.

За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.

27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно - именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.

Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.

Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.

«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.

Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.

Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.

Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

Окно ТАСС № 323: Клещи

Художники Кукрыниксы

Подпись В.П. Катаев

"Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.

Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.

Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.

Окно № 444: России двинулись сыны

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Художник П. Соколов-Скаля

Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна ТАСС » № 640 «Превращение "фрицев"», работы художников Кукрыниксов, должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток,

Гонит «фрицев» на восток.

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чьё - либо колдовство,