Фикс 50 мм. Какой объектив купить на смену «китовому»? Фикс-объективы. Чем хороши фиксы

Не можете понять, почему ваши снимки недостаточно резкие? Как-то слышали, что люди говорят о «фиксах», но не понимаете, что в них вообще такого? Эта статья поможет вам узнать все об объективах с фиксированным фокусным расстоянием, и о том, как они соотносятся с зум-объективами. Также, вы ознакомитесь с несколькими техниками для получения удивительно резких, четких фотографий.

1. Zoom, Zoom, Zoom

Когда мое увлечение фотографией только начиналось, я был приверженцем зума-зума-зума. У каждого был такой объектив, и считалось, что это то, что должно быть у любого фотографа. Я изучал кинопроизводство, и все, что я слышал о получении изображения лучшего вида - отдалите и приблизьте. Я посещал занятия по фотографии на протяжении долгих лет и думал, что знаю уже все, что можно знать по этой теме.

Когда я впервые открыл для себя понятие объектива с фиксированным фокусным расстоянием 50мм, мой мир перевернулся с ног на голову. Я не понимал, как я сдерживал себя и какие упускал возможности. Я лазил в интернете, проводя исследования и ища вдохновение, и удивлялся, почему у всех остальных фотографии выглядят более резкими.

2. Знакомство с фиксом 50 мм

Я думал, что залог успеха снимков - хорошая композиция и хорошее освещение, но мои кадры все равно не дотягивали до работ других фотографов. Однажды мы с подругой говорили о фотографических техниках, и она сказала, что в арсенале фотографа обязательно должен присутствовать фикс. Она сама приобрела фикс 50мм с максимальной диафрагмой 1.8, и не могла на него нарадоваться.

Я был настроен довольно скептически, когда впервые это услышал, но решил испытать его сам. На следующий день я позвонил ей и сказал: «Я хочу занять твой «полтинник» и посмотреть, стоит ли он твоих похвал». Я накрутил его на камеру и следующие несколько часов просто искал, что бы еще можно было бы сфотографировать в моей комнате. Это было потрясающе. Я мог снимать самые необычные штуки, а картинка все равно выглядела милой и резкой. Мои глаза были открыты любым возможностям.

А насколько больше света проходило в камеру на диафрагме f1.8. Мой сосед по комнате спал, так что я не мог включить какое бы то ни было освещение, но обнаружил, что даже со слабым светом, просачивающимся в окно, изображения получаются выдающимися.

3. Фикс vs. Zoom

Большинство людей сегодня боятся слова «фикс», означающего, что объектив произведен с определенным фокусным расстоянием, которое нельзя изменить и использовать зум. Мы слишком привыкли к работе с зум-объективом.

Да, зум-объектив более универсален, когда вы пытаетесь поймать репортажный кадр. Его можно быстро настраивать на разные значения фокусного расстояния в целях быстрой съемки нескольких композиций, но у этого есть и минусы. Некоторые недостатки использования зум-объектива:

  • Недостаток резкости
  • Трудности в получении маленькой глубины резкости
  • В условиях слабого освещения практически невозможно снимать без ущерба качеству изображения за счет увеличения ISO

4. Расценки на быстрые объективы

Для съемки в помещении и поздно вечером вам нужен будет «быстрый объектив». Понятие «быстроты» в данном случае относится к максимальному раскрытию диафрагмы, на которое способен ваш объектив (чем шире диафрагма, тем больше света пропускает объектив). Быстрые объективы дают вам огромное преимущество в ситуации, когда вам нужно снимать на короткой выдержке в условиях слабого освещения. За высококачественный зум-объектив с хорошей апертурой вы заплатите около 2 тысяч долларов (за Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor Wide Angle Zoom Lens), или же чуть больше 24 сотен долларов (за Nikon 70-200mm f/2.8G ED VR II AF-S NIKKOR Lens).


Эти зум-объективы будут немного более полезны в условиях слабого освещения, чем ваш стандартный зум, который обычно открывается только до 3.5-5.6, потому что у них максимальное значение диафрагмы 2.8.

Сравните цены на быстрый зум-объектив и быстрый фикс. Фикс Nikon 50mm f/1.4G SIC SW Prime Nikkor Lens можно найти чуть больше, чем за 500 долларов, или же вы можете приобрести Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor Lens практически за 100 долларов!


Разница в цене потрясает. Хотя благодаря новым технологиям в последнее десятилетие выпускаются великолепные зум-объективы, было бы стыдно не иметь под рукой фикс, когда вам это нужно. Особенно если вы можете приобрести его за гораздо меньшие деньги, чем быстрый зум-объектив.

5. Лучшая резкость и глубина резкости

Вы действительно не поймете, что такое по-настоящему резкое изображение, пока не снимете кадр фиксом. То, как сделаны зум-объективы (больше подвижных частей) приводит к тому, что они имеют больше колебаний или возможностей для колебаний.

Фиксы, с другой стороны, настроены на определенное фокусное расстояние (нет движущихся частей, помимо фокусировочного кольца) и могут позволить себе такую роскошь, как широкая диафрагма. Имея большую диафрагму, вы получаете двойную выгоду. Во-первых, вы сможете зафиксировать больше света без ущерба выдержке, а во-вторых, более широкая диафрагма подразумевает меньшую глубину резкости, что позволит вам изолировать ваш объект, отделяя его от фона.

6. ISO и резкость

Понятие ISO относится к чувствительности пленки или сенсора к свету. Многие люди могут не подозревать, что ISO играет большую роль в вопросе резкости изображения.

На низких ISO (медленная пленка) мы получаем приятную ясную и четкую картинку, но для этого требуется больше света. С другой стороны, высокие ISO (быстрая пленка) более чувствительны к свету. Им не нужно так много света, но вы расплачиваетесь за это «зернистыми» фотографиями.

Сегодня цифровые зеркальные камеры сделали огромный шаг вперед в отношении шума на кадре, хотя оспаривать преимущества съемки на низких ISO по-прежнему трудно. Ниже представлены два кадра, снятые на разных ISO. Первый - на 200 ISO с диафрагмой 1.8, а второй - на 3200 ISO с диафрагмой 1.8.



Как вы можете судить по этим снимкам, заметны серьезные потери в качестве при съемке на высоких ISO. С фиксами необходимость ими пользоваться возникает реже, и, опять же, это способствует получению более резких и высококачественных кадров.

7. Что работает против вас


Люди иногда забывают, что наличие хорошего оборудования еще не гарантирует получение хороших снимков. Конечно, чем лучше техника, тем обычно проще сделать достойные кадры - но иногда дело не в этом. Понимание того, почему ваше оборудование работает так, а не иначе, гораздо важнее. Вот несколько советов для получения фотографий с резким хорошим фокусом:

  1. Используйте достаточно короткую выдержку, чтобы уменьшить размытие от движения.
  2. Облокотитесь рукой на что-нибудь устойчивое типа стены или дерева. Если это не помогло, прижмите локоть к боку.
  3. Затаите дыхание, пока снимаете кадр.
  4. Используйте функцию серийной съемки, чтобы увеличить шансы получения одного идеального кадра.
  5. Используйте мешок с песком или специальную подушку, наполненную полистиролом, в качестве опоры для камеры.
  6. Если это удобно, используйте штатив, чтобы придать камере абсолютную устойчивость.
  7. Используйте тросик, чтобы во время срабатывания затвора не тряхнуть камеру.
  8. Если вы используете штатив, отключите VR или IS (обозначение стабилизатора у Nikon и Canon соответственно).

8. Заключение

В общем случае фиксы более резкие, чем зумы, у них лучше боке (то, как объектив размывает зоны вне фокуса), и они позволяют работать на более широких диафрагмах. Я также ценю то, что точно знаю, как себя поведет объектив, так что могу в зависимости от этого что-то планировать.


Хотя зум-объективы более универсальны, я предпочитаю объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые заставляют меня внимательнее относиться к каждому кадру.

Естественно, каждый объектив в вашем арсенале предназначен для своей цели. Поймите, что вам нужно и какой тип объектива подойдет для вашей работы, и приобретите экземпляр самого лучшего качества из тех, что можете себе позволить. Мне так нравится мой фикс 50мм, что я не снимал его с тех пор, как накрутил на камеру.

Я беседовал со многими фотографами, и они пришли к тем же выводам; фикс должен быть в сумке у фотографа. Они недорогие, позволяют получать чистые, резкие фотографии и прекрасно работают в условиях низкого освещения, без необходимости прибегать к высоким ISO.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня пост будет посвящен объективу AF-S Nikkor 50mm f/1.8G и примерам фотографий, полученных с его помощью.

Итак, немного появилось свободного времени и решил написать статью про свой первый объектив с фиксированным фокусным расстоянием - полтинник от Никона, который Вы видите в миниатюре к этому посту. Кстати попробовал фотографировать, как MadFox показывал, через полярик с использованием ЖК-экрана. Понравилось, за что выражаю благодарность! Планирую поэкспериментировать более детально.

До этого я все время пользовался объективом с 18-105 mm , который шел в комплекте к моему зеркальному фотоаппарату Nikon D5100 , но тут мне удачно подвернулась возможность завладеть объективом AF-S Nikkor 50mm f/1.8G . Правда это стекло у меня на дает эквивалентное фокусное расстоние, равное 75 mm , что уже не совсем «настоящий» полтинник" , однако выскажу свои впечатления от использования этого объектива.

Теперь по порядку...

Говорят следующее:

  • 50mm — фокусное расстояние
  • AF-S — объектив с автофокусом и фокусировочным мотором, т.е. подходит для фотоаппаратов не имеющих своего встроенного мотора (отвертки),
  • 1:1.8 — максимальная диафрагма f/1.8
  • Диаметр светофильтра — 58 мм .
  • M/A и M — возможность переключения между ручной фокусировкой и автоматической с ручной донастройкой.
  • Made in China — как есть:-), хотя это нормально

Выкладываю скриншот из с более подробными техническими характеристиками (картинка кликабельна).

Комплектация стандартная : чехол, крышка задняя, бленда и крышка передняя + инструкция с коробкой.

Модель меня привлекла еще тем, что она не из DX серии , может когда-то, набравшись побольше опыта куплю себе с полноразмерной матрицей.

В целом фикс мне нравится, особенно после китового объектива получать размытый фон стало проще. Однако картинка получается тускловатая, как будто тонирована серым цветом. Вот пример:

Но я больше грешу на то, что не до конца прощупал возможности своего в связке с новым фикс объективом, поэтому фотографии и получаются «не комильфо», а может монитор настроен неправильно + еще не пробовал печатать полученные снимки. К тому же заметил, что фото в выглядят контрастнее и сочнее, чем JPEG. В общем, вопросов больше, чем ответов, но будем стремиться делать фото лучше!

Кроме всего не хватает функции подавления вибрации — VR , при сильном приближении отсутствует четкость вокруг контура глаз:

В общем, мне такое «мыло» не нравится. Бывает более резко выходит (это фото жена снимала), но хотелось бы получать резкость на ресницах, бровях, зрачках и т.д. В общем, жду от Вас совета в комментариях, как добиться такого эффекта.

Вот еще пару примеров фотографий, полученных при помощи данного 50 мм фикса (позволил себе покрутить немного яркости и контраста).

Смесь универсальная М-150 FIX – это универсальный материал, позволяющий осуществить отделочные работы внутри и снаружи помещения. Более того, следует отметить, что данный материал отличается универсальными свойствами благодаря уникальному составу. За счет этого стройматериал задействуется в процессе бетонирования фундаментов, заделки швов и т.д.

Применение М-150 FIX

Универсальный Состав М-150 FIX включает в себя: сухой песок, портландцемент, дополнительные минеральные и органические вещества, которые положительно воздействуют на улучшение технически характеристики сухой смеси.

Теперь что касается сферы использования данного материала, смесь задействуют при бетонировании оснований, при необходимости заделки швов, которые часто образуются в горизонтальных поверхностях бетонного типа. Универсальность данного товара сводиться еще к тому, что его можно задействовать для работы со строительными блоками , кирпичом и даже с тротуарной плиткой.

М-150 FIX 50 кг универсальная может храниться в районе шести месяцев, с даты производства, указанной на упаковке смеси важно при повреждении упаковки хранить только в сухом помещении.

Важным моментом считается подготовка поверхности перед нанесением готов консистенции. Для этого следует максимально очистить рабочую зону от грязи, пыли, посторонних микрочастиц, которые негативно воздействуют на степень адгезии. Более того если поверхности свойственно впитывать влагу, ее нужно прогрунтовать.

В процессе приготовления смеси задействуются исключительно чистые емкости и инструменты , это же касается и воды. Рекомендуется тщательно придерживаться установленных процентных соотношений сухой смеси и воды, чтобы не ухудшить технические свойства М-150 FIX.

Помните, что использовать полученный универсальный раствор нужно на протяжении 45 минут, в течение его времени следует помешивать консистенцию. Задействуется штукатурная сетка в случае, если предстоит работать с толщиной слоя от тридцати миллиметров. Или же, смесь будет использоваться для внешних отделочных работ. Длительность высыхания около трех суток.

Преимущества М-150 FIX

  • Доступная стоимость универсальной смеси.
  • Эластичность материала, позволяет ускорить отведенное время на отделочные работы.
  • Универсальность.
  • Легкость в использовании и простой способ приготовления.
  • Относительно не большие сроки на полное высыхание, при этом данный фактор зависит от толщины слоя и температуры внутри или снаружи помещения.
  • Экономичный расход М-150 FIX.

Текст статьи обновлён: 6.12.2017

В уроке фотографии по съемке портретов при свечах я рассказал, что снимал фото на зеркальную камеру Никон Д5100 с полтинником Никкор 50/1,4Г, который одолжил у своего друга для фотосессии с собакой своих знакомых. Сегодня мы посмотрим примеры фотографий, снятых на данный фикс Nikon 50/1.4G в домашней фотостудии при естественном свете от окна. В качестве фотомодели выступает очаровательная собака Бетти.

Как фотографировать красиво собак и кошек в домашних условиях

Если вдуматься, то правила съемки домашних животных и настройки камеры схожи с теми, что должны применяться при съемки детей, ибо в обоих случаях наши фотомодели непоседливы и маленького роста.

  • Домашних животных (так же, как и детей или цветы) фотографируют с такого ракурса, чтобы камера находилась на уровне их глаз или ниже. Вид сверху является обыденным, не привлекает внимание зрителя, ведь мы обычно смотрим на них именно с такой точки зрения.
  • Если мы снимаем своего кота или собаку дома, желательно организовать однородный фон. Ножки табуретки, старый диван или батарея на заднем плане не всегда украшают фото и смотрятся эстетично.
  • Чтобы фотка смотрелась гармоничнее, нужно следовать общепринятым законам композиции: правило «золотого сечения», правило третей, диагоналей.
  • Фотографируя собак и кошек, не следует «отрубать» линией горизонта голову на уровне шеи, «резать» ноги и хвосты по суставам.
  • Если мы хотим получить художественную фотографию домашних животных, не стоит снимать их, используя встроенную вспышку. Во-первых, она светит строго «в лоб», убивая светотеневой рисунок и делая изображение плоским. Во-вторых, вспышка — это источник света малого размера, а чем он меньше, тем более жесткими получаются тени на фото. Даже, если вы купили внешнюю вспышку, по правилам фотографической науки установили ее слева от модели, нужно фотографировать через белую полупрозрачную ткань (софтбокс), чтобы рассеять свет. В крайнем случае, направить вспышку на стену, делая освещение более рассеянным.
  • Когда фотосессия происходит на улице, модель нужно подсвечивать отражателем или снимать в тени, где свет не такой жесткий. В пасмурный день желательно избегать включения в кадр неба, так как оно, чаще всего, выйдет белым, невыразительным.

Как я фотографировал собаку Бетти при естественном свете от окна

На сайте большинство фотографий снято в жанре пейзажа, репортажа или натюрморта, и совсем нет художественных портретов. Ну не умею я снимать людей, не знаю, в какую позу поставить своих моделей! И вот, выбрал нейтральный вариант: «Буду фотографировать собаку в домашней фотостудии. Если фотки не получатся, она хоть не поколотит за то, что нос получился слишком длинным…»

Озвучил эту идею друзьям – хозяевам очаровательной Бетти. Им (но, похоже, не ей) идея понравилась. Приехал после работы в гости, познакомился с моделью, обсудил, где и как будем фотографироваться. Договорились, что устроим фотосессию в ближайшую субботу. Мне хотелось снять портреты с размытым фоном, а, как мы знаем, боке зависит от диафрагмы (чем она больше, тем сильнее размытие), расстояния до объекта съемки и до заднего плана. В условиях квартиры нет возможности отойти от фона подальше, поэтому нужно использовать большую апертуру. Поэтому я попросил у друга в аренду объектив с фиксированным фокусным расстоянием Nikon 50/1.4G. Вы уже видели портреты при свечах, снятые на эту линзу. А сегодня мы с вами будем смотреть примеры фотографий, снятых на полтинник Никкор 50/1,4Г и любительскую зеркалку Nikon D5100 при естественном освещении.

К большому моему разочарованию, в субботу на улице было очень пасмурно. Фактически, когда я приехал к хозяевам собаки, на дворе стояли сумерки, не смотря на то, что время – 14:00 часов. Освещения в комнате явно не хватало, чтобы нормально фотографировать такую непоседливую модель при короткой выдержке и низком ISO. Но перенести фотосессию на другой день мы не могли, так как полтинник Nikon 50/1.4G я взял, всего лишь, на одни сутки.

Пришлось идти на компромисс: поднять ИСО до 800 единиц. Другие параметры съемки: приоритет диафрагмы «А», замер экспозиции «по точке». Фотографировал я с рук. Все фото сняты в формате NEF (RAW ) и прошли стандартную обработку. Дополнительно, на некоторых фотографиях, я уменьшал резкость на заднем плане, чтобы усилить боке. Также, на всех снимках повышена экспозиция, насыщенность, чёткость и резкость на глазах «нашей девочки».

Для начала, организуем нашу домашнюю фотостудию. В статье «Как сделать студию для съемки деревенских натюрмортов» я рассказал, как пришлось разломать деревянный поддон и сколотить из досок деревянные щиты, рискуя при этом взаимоотношением с родными. Для сегодняшних съемок на такие жертвы идти не пришлось. Просто открыли занавески на окне, подвинули кровать, положили фон (однотонный плед из магазина IKEA) на подушки. Вот в этом была ошибка – его следовало «натянуть» на перекладину, чтобы на заднем плане был плавный переход резкости и освещенности. Мы, к сожалению, использовали в качестве опоры подушки. На фоне образовались «вмятины», испортившие задний план на некоторых портретах.

В нескольких предыдущих уроках фотографии для начинающих фотографов вы уже видели мой отражатель: съемка цветов на черном фоне, портреты при свечах, видео с обзором профессионального алюминиевого штатива Sirui R-2004, где видно влияние бронзовой и белой стороны лайт-диска. Сегодня же, поскольку света было немного, я решил смягчать тени и подсвечивать место съемки серебристой поверхностью отражателя.

Вот наши первые портреты, снятые на любительскую зеркальную камеру Nikon D5100 и портретный объектив Nikon 50/1.4G.

Фото 4. Школа фотографов. Какие настройки применялись при фотографировании собаки дома: (f 2.2; В=1/40 секунды). Тушка — кропнутая зеркальная камера Никон Д5100, объектив — фикс Никон 50/1,4 Г.

Мы видим с вами, что выдержка на фотографиях – на пределе минимального времени экспозиции для съемки с рук (вспоминаем формулу В=1/ФР или В=1/(2*ФР) из урока фотографии по настройкам фотоаппаратов Nikon и Canon). Всё из-за того, что на улице было очень пасмурно. Думаю, в нормальный день, выдержка получилась бы раза в два длиннее…

Наша собака Бетти не любит носить одежду, поэтому она просто легла и, ни в какую, не хотела позировать на камеру.

Собаки – подвижные животные. Чтобы фотка получилась резкой, нужно установить время экспозиции, может, на уровне В=1/200-1/500 секунды.

Рано или поздно Бетти покорилась судьбе, так как поняла, что от нее сегодня не отстанут ни хозяева, ни начинающий фотолюбитель.

Фото 6. Как снимать собак… В смысле, как из раздевать… (f 2.2; В=1/125; ИСО-800; расстояние до точки фокусировки 0,75 метра). Пример фото на Nikon D5100 и портретник Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikon

Вообще, съемка портрета собаки (ну, или кошки) пройдет лучше, если у вас будет помощник. На фотосессии мне помогала хозяйка и моя жена. Они привлекали внимание животного, двигая игрушку у меня над объективом, щелкая пальцами и другими, всеми возможными методами.

Нужно отметить, что фотографирование на портретный объектив с фиксированным фокусным расстоянием – первый опыт и для меня. Конечно, фокусное расстояние 50 мм – слишком большое для съемки в условиях квартиры. Тем более что снимать пришлось в небольшой спальне. Мне приходилось, буквально, втискиваться в стену, чтобы уместить в кадре собаку и ее друзей в кадре.

Снимок 7. Неподвижного друга нашей собаки было легче фотографировать — он не выходил из зоны ГРИП. (настройки, использованные при съемке: f 2.2; В=1/150; Р=1300 мм). Камера Никон Д5100 и портретный объектив Никон 50/1,4 Г

Мы пробовали составить композицию с игрушками, с тыквой. Но собака постоянно бегает, не хочет сидеть на месте, а из-за узкого угла обзора полтинника Nikor 50/1.4G на КРОПе Nikon D5100, предметы не входят в кадр.

Решили снимать наше домашнее животное в стиле «минимализм».

Фото 8. Портрет собаки (настройки при съемке: f 2.0; В=1/160; ISO-1600). Учимся фотографировать на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с портретным объективом Nikon 50/1.4 G

На этих фотографиях мы наглядно видим, что сокращение выдержки благотворно воздействует на резкость.

Вот еще один портрет собаки, снятый при естественном освещении от окна на зеркалку Никон Д5100 и фикс Никон 50/1,4.

Приближается Новый год. Мы не могли обойти тему Деда Мороза и сняли костюмированный портрет.

Фото 13. И утром Дедушка Мороз стал вспоминать, что он вчера вытворял… (f 1.8; В=1/125; ИСО-800). Уроки фотографии по съемке на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 и портретный объектив Nikon 50/1.4G. Фотографируем собак

Данные снимки – хороший пример, демонстрирующий, как мала глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при съемке на почти открытой диафрагме f/1.8 при небольшом расстоянии до точки фокусировки: глаза – в зоне резкости, а кончик носа – уже размыт. Именно потому, что я боялся, что глаза модели получатся нерезкими, я и не стал фотографировать при апертуре f/1.4.

Нужно отметить, что наша собака Бетти поставила условие: «Сниматься буду только, если дадите что-нибудь вкусненькое… Например, сыр или косточку». Пришлось пойти у неё на поводу.

Фото 15. Уроки фотографии для новичков. Главное, когда вы решили фотографировать собак, не будите в них зверя… (f=1.6; 1/160; 800)

Фотография 16. Бесплатные уроки фотографии. Камера Nikon D5100, стекло Nikon 50/1.4G. Не подходи ко мне, ведь я… обиделась…

Таким получился мой первый опыт съемки портретов животных в домашней фотостудии. Конечно, данные кадры не пошлешь для публикации в гламурный журнал, но, по моему мнению, направление саморазвития понятно. Думаю, фотографии можно было сделать технически лучше, если на улице было бы чуть посветлее: либо можно было бы снизить ИСО и шумы на фотографиях, либо – укоротить выдержку. В следующий раз, также, необходимо фон повесить на перекладину, так как некоторые фото испорчены из-за неравномерной освещенности, тенями на заднем плане. Конечно, если бы квартира была просторнее, было бы больше пространства для маневра, и появилась бы возможность снять более сложные композиции.

Еще один фактор, способный повлиять на художественное качество фотографий – время. Если вы – хозяин собаки или кошки, вы можете позволить животному привыкнуть к своей самодельной фотостудии, а не снимать его «с ходу», как пришлось поступить мне.

Мое предварительное мнение об объективе Nikon D 50mm f/1.4 G

На страницах сайта мы можем посмотреть портреты детей, снятые фотографом Екатериной Ступниковой на любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D3100 и полтинник Nikon 50/1.8G. По соотношению цена/качество изображения данный фикс – самый популярный у фотолюбителей. Мой друг Михаил планировал купить себе такой же, но в магазине их все разобрали, поэтому он приобрел фикс Никон 50/1,4G. Первые фотографии разочаровали: картинка была слишком мягкая. Пришлось отнести в сервис и тушку Никон Д5100, и объектив, где у линзы исправили то ли бэкфокус, то ли – фронтфокус.

Во время сегодняшней фотосессии у меня было много бракованных фотографий с низкой резкостью, но я связываю это с слишком длинной выдержкой, а не наличием фронтфокуса. Мне картинка и с более дешевого варианта Nikon 50/1.8G, и с дорогого Nikon 50/1.4G очень нравится. Не могу объяснить чем, но она лучше, чем у моего репортажника Nikon 17-55/2.8. Ну и, как обсуждалось в статье про съемку портретов при свечах, в определенных случаях светосила объектива сильно выручает. И сегодня, не будь возможности открыть диафрагму до f/2.8, пришлось бы еще больше повышать ИСО, чтобы обеспечить минимальное время экспозиции.

Зум-объективы хороши своими удобством и универсальностью. В первой части статьи - «Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум» - мы разобрали преимущества зум-объективов, выяснили их недостатки и привели в пример некоторые модели, которые стоит рассмотреть в качестве замены для «китовой» оптики. Теперь поговорим об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. В жизни фотографа есть немало ситуаций, в которых фикс - объектив с постоянным фокусным расстоянием - окажется предпочтительнее зума.

В чем преимущества фикс-объектива?

Как ни крути, но даже недорогой объектив с фиксированным фокусным расстоянием не уступит по качеству изображения самому дорогому зуму. Под качеством здесь подразумевается не только одинаково высокая резкость по всему полю кадра и на всех диафрагмах, но также величина дисторсии, виньетирование и другие аберрации. Помимо прочего, фикс-объективы легче, меньше и обладают большей светосилой. Последнее совсем не пустой звук. К примеру, штатный китовый объектив на фокусном расстоянии 50 мм имеет светосилу f/5,6. В то же время любой фикс «полтинник» обладает светосилой от f/1,8 и выше. Это более трех ступеней экспозиции! Чтобы было понятнее: там, где китовый объектив будет требовать ISO 3200, подобный фикс позволит снимать на чувствительности ниже 400 единиц.

Canon EOS 6D / Canon EF 35mm f/1.4L УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/30 с

Ещё одно преимущество большой светосилы - меньшая глубина резкости. С меньшей зоной резкости можно создать более эмоциональные и интересные фотографии за счет акцентирования внимания на одном из планов и красивого размытия остальных. Использование фикс-объектива способствует развитию творческого подхода к фотографии, поскольку он не только ограничивает выбор сюжетов, но и заставляет больше думать над расстановкой акцентов в кадре.

Какой фикс-объектив выбрать?

В выборе объектива с фиксированным фокусном расстоянием действительно можно сломать голову. В одном лишь диапазоне от 18 до 55 мм их может быть минимум шесть штук! Какой же объектив выбрать? В недалекие пленочные времена большинство фотоаппаратов комплектовалось фикс-объективами с фокусным расстоянием 50 мм или, как его ещё называют, полтинником. Это фокусное считается «нормальным» (то есть обеспечивающим угол обзора примерно равный полю зрения человеческого глаза), и часто более опытные фотографы рекомендуют к стандартному зуму докупать именно его. В этом есть изрядная доля истины.

Классические «полтинники»

Изначально они были универсальным фокусным для полного кадра, и в пленочные времена большинство камер со сменными объективами комплектовались именно такой оптикой. К недорогим 50 мм фикс-объективам относятся Canon EF 50mm f/1.8 II , Sony 50mm f/1.8 (SAL-50F18) , Sony 50mm f/1.8 OSS (SEL-50F18) , Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor , . Их объединяет то, что все они сконструированы по «классическим» для таких объективов схемам, просты и оптически великолепны.

Но на кроп-матрице (а именно матрицы формата APS-C или даже 4/3” ставятся в большинство любительских камер) они превращаются в умеренные телеобъективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 75 до 90 мм за счет кроп-фактора. Это идеальное фокусное расстояние для портретной съемки средним и умеренно крупным планом. Здесь же на помощь фотографу приходит и приятное размытие фона, которое обеспечивают такие объективы. Так что на кроп-матрице 50-мм объектив - это почти идеальный портретник.

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.2L УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.2, 1/80 с

Владельцам неполного кадра перед покупкой объектива 50 мм мы рекомендуем сначала опробовать это фокусное на имеющийся оптике. Выставите фокусное на китовом объективе на 50 мм и оцените угол обзора, поснимайте так день-другой. Если вы не испытываете дискомфорта, то можете смело брать один из недорогих полтинников для своей системы, не пожалеете. В том случае, если такое фокусное расстояние вас ограничивает, вам стоит смотреть, скорее всего, в сторону 35-мм объективов. На любительских зеркалках и беззеркалках с матрицей APS-C такие объективы будут «нормальными», то есть обеспечивающими угол обзора примерно равный углу зрения глаза человека.

«Нормальные» объективы для кроп-камер

X-T1 / XF23mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/420 с, 35.0 мм экв.

Объективы широкоугольные

Широкоугольные объективы - это ещё одна группа фикс-объективов. Среди ярких представителей этого семейства хочется отметить: Canon EF 20mm f/2.8 USM , Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor , Fujifilm XF 14mm f/2.8 R , Sony 16mm f/2.8 E (SEL-16F28) , Panasonic 14mm f/2.5 Aspherical .

Несомненным достоинством широкоугольной оптики является её способность передавать динамику на плоскости. Благодаря лучшему раскрытию довольно легко получить выразительные снимки, а игра с точкой съемки лишь усиливает этот эффект. Эти объективы отлично подойдут для пейзажей, архитектуры, спорта и, конечно же, для любителей фотографировать себя на фоне достопримечательностей.

X-T1 / XF14mmF2.8 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 4 с, 21.0 мм экв.

Объективы портретные

Говоря о фикс-объективах, нельзя не упомянуть о классической портретной оптике. К ней относятся недорогие Их всех объединяет высокая светосила, которая создана не столько для съемки при плохом освещении, сколько для создания красивого эффекта размытия заднего плана - боке. Ещё одной характерной чертой портретной оптики является сравнительно большое фокусное расстояние (реальное или эквивалентное). Оно позволяет передать черты лица и тела без оптических искажений, а оптические схемы этих объективов рассчитаны таким образом, чтобы на открытой диафрагме кожа выглядела естественной, более гладкой.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 85mm f/1.2L II УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/2500 с

Самое трудное с фикс-объективами - это найти «свое» фокусное расстояние.

Доводов как за, так и против того или иного фокусного можно услышать немало. Все их надо выслушать, но принимать решение стоит лишь исходя из собственных соображений. Умеренно широкий угол в 35 мм на полном кадре долгое время считался своего рода отправной точкой для фотографов. Это фокусное расстояние приобрело популярность из-за того, что позволяет запечатлевать события и людей в их повседневной жизни с точки зрения золотой середины. Если у вас имеется штатный зум, то стоит просто потренироваться. Просто поставьте 28 мм в случае кроп-матрицы или 35 в случае полного кадра и забудьте о том, что у вас есть зум. Со временем у вас, возможно, появится желание сделать угол пошире либо, наоборот, поуже. Таким образом вы сможете подобрать оптимальный для ваших целей фикс-объектив. Второй способ, который также может помочь определиться в предпочтениях, это собрать данные из собственных фотографий с помощью программ анализаторов. Они собирают информацию из EXIF файлов снимков и показывают её в виде графиков. Здесь вы сможете увидеть наиболее часто используемое вами фокусное расстояние.

На этом, пожалуй, стоит и закончить. Мир объективов с фиксированным расстоянием очень богат, но чтобы окунуться в него, вам вовсе не обязательно иметь весь набор. Достаточно владеть всего хотя бы одним фикс-объективом. Вы можете прислушаться к советам бывалых и выбрать «полтинник» или же довериться своему внутреннему голосу и начать смотреть на мир под более широким углом. Каким бы ни был ваш выбор, фиксированный объектив станет незаменимым помощником, изменит ваш взгляд на мир и фотографию в целом.